logo search
Философия - Шпоры / зима 2004-5 / зима 2004-5

6. Особенности античной философии.

Многообразием школ и направлений характеризуется древ­негреческая ф-ия (VI в. до н.э. - VI в. н.э.). В ее многооб­разных формах в зародыше имелись почти все позднейшие типы ф-кого мировоззрения. Мощный всплеск ф-кой мысли был обусловлен демократическим устройством об­щества, отсутствием восточной тирании, удобным географическим положением.

Древнегреческая ф-ия получает свое первоначальное развитие в греческих колониях на малоазиатском побережье Средиземноморья -Ионии (гг. Милет, Эфес и др.).

Первые греческие ф-фы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и другие были и первыми естествоиспытателями. В своих ф-ких учениях они еще не проводили существен­ных различий между материальным и идеальным, природу и об­щество объясняли стихийно-материалистически. Основу всего многообразия вещей и явлений они пытались найти в некой первоматерии, отождествляя ее с чувственно-воспринимаемыми ви­дами и состояниями материи: Фалес - с водой, Анаксимеп - с вoздухом, Гераклит - с огнем и т.д. Только Анаксимандр первоматерией считал нечто, лишенное чувственной определенности, бес­предельное апейрон. Он вы­двигал идею о бесконечности мироздания, о бесконечности миров во Вселенной, которые закономерно возникают и гибнут. Саму жизнь и дух первые греческие философы рассматривали как осо­бые сочетания материальных первоначал.

Опираясь на строго рациональный метод анализа действительности, Анаксимандр, так же как и Фалес, и своих натурфилософских системах закладывал зачатки современной астрономии, физики и, разумеется, философии.

Диалектика первых греческих философов получила яркое выражение у Гераклита (520 460 гг. до н.э.), который полагал, что вечное движение первоматерии ("все течет, все изменяется"), ее различные превращения в многообразие вещей осуществляют­ся через закономерную борьбу противоположностей. В одну и ту же реку нельзя войти дважды, заявлял он, ибо вода в ней меняет­ся. Кратил абсолютизировал эту изменяемость, утверждая, что и один раз войти в одну и ту же реку невозможно.

Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) отождествлял субстанцию мира с числом как устойчивым и беско­нечным субстратом Вселенной. Числа, еще не отделяемые пифагорейцами от вещей, выражали определенный порядок, гармонию окружающего мира и многообразие вещей и явлений ("где нет числа и меры, там хаос и химеры"). Число как и субстанция стоит между чувственно воспринимаемой материей и идеей, а сам Пифагор в эволюции греческой ф-ии оказывается между ионийскими натурф-фами и Платоном: в его ф-ии уже намечаются предпосылки идеализма.

В VI - начале V в. до н.э. в другой греческой колонии - г. Элее, сформировалась ф-кая школа Ксенофана, Парменида и Зенона, как реакция на материализм и диалектику ионийцев. Зенон выдвинул ряд апорий (неразрешимых противоречий), которыми пытался обосновать отсутствие движения в действительном мире ("Ахиллес и черепаха", "Летящая стрела" и др.). В противопо­ложность Кратилу, который игнорировал момент устойчивости в изменяющемся мире, он абсолютизирован эту устойчивость.

Ученик Сократа Платон создал одну из первых и самых раз­вернутых систем объективного идеализма, а платонизм в целом явился важнейшим источником возникновения христианства. У Платона идеи составляют основу изменчивых реальных вещей и предшествуют им в виде особого мира идеальных форм, сущно­стей. В своих диалогах Платон пытается вскрыть диалектику по­нятий.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - самый энциклопедический ум древности. Он подверг критике платонов­скую теорию, хотя и не был здесь до конца последовательным. Как исследователь-натуралист Аристотель не может не признать эмпирическую основу познания, необходимость движения мысли к выводу от ощущения, от факта, от вещи.

Подчеркивая роль души в человеке ("человек и есть в первую очередь ум"), Аристотель не мыслит его вне общества, государст­ва: человек как существо политическое, общественное вне государства уподобляется, по его мнению, либо животному, либо божеству.

Платоновско-аристотелевское понимание человеческой сущности как деятельности души приобрело определенную мистификацию и вошло составной частью в христианскую религию и католическую ф-ию. Вместе с тем высказанная Аристоте­лем идея о природном равенстве людей получит свое развитие (в ф-ии Нового времени) в учении о естественном праве. Как гениальный натуралист и мыслитель древности, Аристотель впер­вые и наиболее глубоко в античной ф-ии проанализировал формы мышления, заложил основы формальной логики.

Заслугой античных мыслителей является вывод о счастье и шаге как цели человеческой жизни, в чем глубоко отражается гуманистическая направленность древнегреческой ф-ии.

В связи с разложением рабовладельческого строя в греко-римском мире на рубеже новой эры начинается упадок античной ф-ии. Этот процесс проявился в слиянии идей Платона ("неоплатонизм") и теологии. В первые века нашей эры возникает и развивается христианство, очень скоро превратившееся в официальную государственную религию.