logo search
Философия - Шпоры / зима 2004-5 / зима 2004-5

60. Гражданское общество и правовое государство.

Понятия "гражданское общество" и "правовое госу­дарство" — концептуальные категории философии, поли-тологии, социологии.

Гражданское общество — сфера самопроявления сво­бодных граждан и добровольно сформировавшихся ассо­циаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной рег­ламентации их деятельности со стороны государствен­ной власти.

Становление концепции гражданского общества отно­сится ко второй половине XVIII — началу XIX в. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу матери­ально-экономической жизни, в основе развития которой он видел "мировой дух", абсолютную идею. К гражданс­кому обществу он относился как к инобытию духа, идеи;

во взаимодействии государства и гражданского общества отдавал приоритет государству (особенно отчетливо это выражено в его философии права).

Маркс, Энгельс развили идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Концептуальное значение имеет выдвинутый ими тезис о диалектике го­сударства и гражданского общества, который сводится к следующему: не государством обусловливается и опреде­ляется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. В общество государство входит как важнейший элемент политичес­кой надстройки.

Над этой базисной сферой и в причинной зависимости от нее располагается сфера социальных отношений, оп­ределенная организация семьи, сословий, классов. В ней происходит двуединый взаимосвязанный процесс - лич­ные интересы развиваются до степени групповых и клас­совых, а групповые, классовые начинают воспринимать­ся сквозь призму личных интересов, прав и свобод от­дельной личности.

Для понимания характера этих отношений важно иметь в виду следующее. Если государство знает различ­ные формы правления господствующих классов — демок­ратические, монархические, диктаторские, то для граж­данского общества характерна демократическая форма существования. Поэтому, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти.

В процессе своего развития гражданское общество проявляет тенденцию к охвату все более широких слоев населения.

Передовые мыслители XVII—XVIII вв. — Локк, Мон­тескье и другие сформулировали принцип разделения государственной власти на законодательную, исполни­тельную и судебную, каждая из которых должна быть, во-первых, относительно самостоятельной, во-вторых, уравновешивать другие. Принцип разделения властей послужил основой (фундаментом) для теории правового государства. Так, Кант считал, что целью государства является обеспечение торжества права, требованиям ко­торого оно должно подчиняться. Гражданское правовое состояние, по Канту, основано на следующих априорных (изначальных) принципах: 1) свобода каждого члена об­щества как человека; 2) равенство его с каждым другим как подданным; 3) самостоятельность каждого члена об­щности как гражданина.

Значительный вклад в развитие теории правового го­сударства внесли немецкий философ К.Ясперс, русские философы А.Н.Радищев, А.И.Герцен и др.

Признаки правового государства отрабатывались и совершенствовались человечеством веками. К ним от­носятся:

1) господство права, его приоритет над государством. Это означает, что правовой закон, принятый парламен­том, не может быть изменен, отменен, приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распо­ряжениями. Государственный орган, издавший закон, также не вправе его нарушать;

2) четкое разграничение компетенции властей на за­конодательную, исполнительную и судебную при усло­вии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках правового закона, на основе конституционно-пра­вовой регламентации разделения властей;

3) незыблемость свободы личности, ее прав, чести, достоинства, их охрана и гарантии. Это важнейший вопрос для любого демократического правового госу­дарства;

4) взаимная правовая ответственность личности и го­сударства. Это означает, что человек становится цент­ром, вокруг которого функционирует весь общественный механизм. Но и личность ответственна перед государ­ством;

5) наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением нрав и свобод граждан, реализацией право­вых законов, других нормативных актов.

Из этого следует, что первооснова правового государ­ства заключается в его современном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в неукоснительном осуществлении прав граж­дан, в их уважении и соблюдении со стороны государ­ства. Итак, правовое государство - это правовая форма^ организации и деятельности публичной политической' власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъек­тами права.

Правовое государство относится к общечеловеческим ценностям как правовая форма организации политичес­кой власти и сохраняет свое значение в современном мире.

Гражданское общество — сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. В таком обществе призваны действовать многооб­разные политические силы, которые прежде всего путем горизонтальных контактов, соглашений, терпимости, взаимопонимания и т.д. должны достигать своих целей.