logo search
Философия - Шпоры / зима 2004-5 / зима 2004-5

7. Философия раннего христианства

Периодизация:

1) Патристика (II – VIII в). Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.

а) Апологетика (II – III в). Апологеты старались опровергнуть обвинения против христианства о том, что это несостоятельная религия.

б) Зрелая Патристика (IV – V в). Закреплены основные догмы христианства.

в) Поздняя Патристика (V – VIII в). Разделяется на западную и восточную.

Западная. Представители: Аврелий Августин, Иероним, Григорий I Великий. Восточная. Григорий Богослов, Василий Великий, Як Златок.

2) Схоластика (IX – XV в). Ранняя, зрелая, поздняя. Представители: Пьер Абеляр, Фома Аквинский.

а) Ранняя схоластика (IX – XI в).

б) Зрелая схоластика (XI – XII в).

в) Поздняя схоластика (XII – XIII в).

Представители: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский (1225-1274).

Философия не имеет единого источника. Это:

Старый завет

Евангелие

Новый завет

История Христа

Впервые имя Христа было упомянуто в 67-69 г н.э. в Апокалипсисе Иоанна.работала большая группа философов и священников. Философы (апологеты) теоретики обосновали вопросы, необходимые церкви.

Философы:

Филон

Климентий Александрийский

Тертолеан

Олиген

Августин Блаженный

Особенности средневековой философии.

В Ветхом и Новом Заветах находились революционные для философии идеи.

Идея монотеизма (учение о едином Боге);

Теоцентризм (Бог – сосредоточение бытия и блага и ее источник);

Мир понимается как результат творения из ничего – креоционизм;

Бог понимается как нечто абсолютное и трансцендентное (т.е. потустороннее миру);

Идея откровения Бога человеку (Бог открывает себя в священном писании);

Идея полувоплощения (Бог существует в трех формах: Отец, Сын, Святой Дух);

Идея первородного греха;

Человек создан по образу и подобию бога и это богоподобие выражается в наличии разума и свободной воли;

Идея спасения;

Цель жизни – уподобление Богу и богопознание. Душа человека имеет начало, но бессмертна;

Телеология – наличие в реальности степени совершенства. Любая вещь (фрагмент реальности) имеет конечную цель – Бог;

Провиденциолизм – представления о божественном провидении (промысле). Все существующие существует благодаря поддержке Бога;

Эсхатология – мир имеет начало и конец, который связан со вторым пришествием Бога на землю. Человеческое общество имеет свою историю, которая есть движение к конечной цели;

Человек – не только тело и душа, но и дух. Дух – причастность человека к Богу;

Человек занимает исключительное место в мире. Две линии понимания богословия:

а) Апофатика – Бог невыразим, непознаваем, Бог – реальность, которая понимается только в мистическом опыте. Бога нельзя выразить в понятиях человеческого языка;

б) Катофатика – всеимянность Бога. Бог – добро, благо, красота, любовь. Любовь – подлинный путь к богопознанию. Познание через веру;