logo search
Ответы_Аллы

27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.

Структура научной картины мира включает центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, и частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Сверхустойчивым элементам любой картины мира относят принцип сохранения энергии, принцип постоянного роста энтропии, фундаментальные физические константы: пространство, время, вещество, поле.

Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания. Она задает систему установок и принципов освоения универсума, накладывает определен­ные ограничения на характер допущений гипотез, влияет на формирование норм научного исследования.

С этим связана парадигмальная функция научной картины мира, которая влияет на поведение ученых, постановку и решения исследовательских задач. И если допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов, то выход из данного периода знаменуется установлением стандартов научной практики, теоретических постулатов, соединением теории и метода, воссозданием точной на данный период времени научной картины мира. Смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов научной картины мира, ее эволюционирование, смену ее исторических форм.

Научная картина мира исторична и опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний, которыми располагает человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества. Она более строгое понятие, чем «образ мира» или «видение мира».

Научная картина мира как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее стиль и способ научного мышления, имеет свои исторические формы и эволюционирует. Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической к неклассической и постнеклассической ее стадиям. Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной главным образом на достижениях Галилея и Ньютона, и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны.

Неклассическая картина мира, приведшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики.

Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX—XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая. Ее состояние в каждый момент времени не поддается точному определению. Новая форма детерминации вошла в теорию под названием «статистическая закономерность». Неклассическое сознание постоянно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно питало надежды на участие в формировании «созвездия» возможностей.

Образ постнеклассической картины мира разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина (1917–2003). С самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным – развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов.

В неклассической картине мира изучаются саморегулируемые системы, а в постнеклассике речь идет о самоорганизующихся развивающихся системах. В центре внимания постнеклассики находится осмысление процессов синергетики, весьма актуальных в современных исследованиях последних десятилетий. Синергетику – теорию самоорганизации, родоначальником которой признан Г. Хакен, характеризуют как самоорганизация, стихийно-спонтайный структурогенез, нелинейность, открытые системы. Синергетика изучает открытые, т.е. обменивающиеся с внешним миром веществом, энергией и информацией, системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариантностью и необратимостью.

Бытие и становление объединяются в одно понятийное гнездо. Время создает или, иначе, выполняет конструктивную функцию. Нелинейность предпо­лагает отказ от ориентации на однозначность и унифицированность, признание методологии разветвляющегося поиска и вариативного зна­ния. Нелинейность как принцип философии науки отражает реаль­ность как поле сосуществующих возможностей. К нелинейным сис­темам относят такие, свойства которых определяются происходящи­ми в них процессами так, что результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия пос­леднего.

Постнеклассический этап научной картины мира поставил новые задачи. Разработка ведущей идеи синергетики о стихийно-спонтан­ном структурогенезе предполагает наличие адекватного категориаль­ного аппарата. Одной из важных прогностических идей постнекласси-ки является утверждение о нарушении принципа когерентности и возникновении ситуации, когда малым, локальным, второстепенным причинам соответствуют глобальные по размаху и энергетической емкости следствия. Это делает будущее принципиально неопределен­ным и открытым для новообразований. В перспективе эволюциони­рования таких систем допустимы многочисленные комбинации пос­ледующего развития, а в критических точках направленных измене­ний возможен эффект ответвлений. Наиболее пригодной для описа­ния поведения подобных систем оказывается древовидная ветвящаяся графика.

Продолжнение к 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания¸ исследовательской программы.

Это ведет к устранению из современной постнеклассической картины мира ориентации на линейную однозначность, выявляется онтологический статус неопределенности как атрибутивной характе­ристики бытия.

Важной особенностью постнеклассической стадии эволюции научной картины мира является применение постаналитического способа мышления, сочленяющего сразу три сферы анализа: исторический, критико-рефлексивный и теоретический. Постаналитизм как бы заглядывает за аналитический горизонт, видит все многообразие современной действительности, выражает претензию на некий синтез дисциплинарного и гуманитарного словарей, на укоренение эписте­мологии в социальной теории. Он предполагает учет взаимоотношений научных и вненаучных факторов. Научная картина мира с учетом стадий ее эволюционирования составляет основу современного рационального мировоззрения.

Человек издавна стремился создать для себя некоторое целостное представление об окружающем мире, «подняв­шись» над теми фрагментарными знаниями, впечатления­ми, которые он получает через свои ощущения в процес­се повседневной жизни. Это хорошо выразил всемирно известный ученый А. Эйнштейн. «Человек, — писал он, — стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторвать­ся от мира ощущений, чтобы в известной степени попы­таться заменить этот мир созданной таким образом карти­ной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяже­сти своей духовной жизни, чтобы в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тес­ном головокружительном круговороте собственной жизни».58

Синтез теоретического знания влечет за собой появле­ние таких новых форм его систематизации как научная кар­тина мира, естественнонаучная картина мира, локальные картина природы. Во второй половине XX века эти выс­шие формы систематизации научного знания стали пред­метом изучения в философской литературе, посвященной методологическим проблемам научного исследования.

Научная картина мира – предельная форма систематизации теоретического знания, в которой иерархия форм систематизации научного знания существует известная закономерность: более высокая форма обобщения представляет собой нечто большее, чем сумма содержаний предшествующих форм знания. Научная картина мира представляла собой диалектический синтез наиболее фундаментальных положений современной науки, быть органической целостной системой, отражающей важнейшие закономерности развивающегося мира.

Термин «картина мира» появился в рамках физической науки в конце XIX в. Одним из первых его использовал знаменитый физик Генрих Герц. Он понимал физическую картину мира как совокупность создаваемых исследователями представлений («внутренних образов») об объектах внешнего мира, из которых логическим путем можно получить сведения относительно поведения этих объектов. Вслед за Герцем термином «картина мира» широко пользовался не менее знаменитый физик Макс Планк. Под физической картиной мира он понимал «образ мира», формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы. Планк считал, что содержание этого «образа мира» непрерывно углубляется по мере развития физического знания.

Наиболее сжато научную картину мира можно определить как систему общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания.

Наряду с научной, существует и философская картина мира. Она представляет собой систему наиболее общих философских понятий (категорий), принципов, концепций, дающую на определенном историческом этапе представление о мире в целом. В зависимости от тех или иных решений определенных философских проблем могут строиться, например, материалистическая или идеалистическая картины мира, монистическая или дуалистическая картина мира, метафизические или диалектические представления о мире и т.д. Философская и научная картины мира не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. Философская картина мира опирается на достижения конкретных наук, подтверждающих и конкретизирующих ее положения и выводы. В свою очередь, научная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями, свойственными той или иной эпохе, то есть является своеобразным синтезом знаний о природе и обществе и философских, мировоззренческих установок.

Функции Н.К.: Интегративная - обеспече­нии синтеза знаний, опирается на достоверные знания и представляет собой не просто сумму или эклектический набор фраг­ментов отдельных дисциплин. Нормативная - не просто описывает мироздание, воспроизводя ос­новные его закономерности, но задает систему установок и прин­ципов освоения универсума, влияет на формирование социокультурных и методологических норм научного исследования.

Основным критерием, на который опирается научная картина мира, является объективность, которая фиксирует совпадение зна­ния со своим объектом и устраняет все, что связано с субъектив­ным налетом в познавательной деятельности. Объективность на­правлена на изучение сущности самой вещи. Свойства современной н. к. мира: строгость, достоверность, обоснованность, доказательность, закономерность (представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов), историчность (опирается на совокупный потенциал науки той или иной эпохи, подчеркивает пределы тех знаний, которыми располагает человечество).