23. Понятия материального и идеального.
Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является идеальность. Идеальное – характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеализм в своем генезисе восходит к идеи и идеальному.
Идеальное, с точки зрения Ильенкова, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное – это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное широко представлено в трудовой практической деятельности. От практики оно отличается тем, что в нем самом нет ни одного атома вещества того предмета, который подлежит созданию. Когда у инженера возникает идея новой машины, он создает при этом не реальную, а идеальную машину. Идеальная форма – это форма вещи, но существующая вне этой вещи, в сознании человека, в виде его активной жизнедеятельности. Идеальное – это то, чего в самой природе нет, но что конструируется человеком в соответствии с его потребностями, интересами, целями, что подлежит реализации на практике. Идеальное существует только в деятельности, а не в результатах, ибо деятельность и есть это постоянное, длящееся “отрицание” наличных, чувственно воспринимаемых форм вещей, их измерении, их снятии в новых формах. Как только предмет создан, потребность общества в нем удовлетворена, а деятельность угасла в ее продукте, - умерло и само идеальное.
К идеальному, относятся нравственно-моральные нормы, правовые установки. Идеальность предстает как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей человека, как объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности.
Человек обретает идеальное только и исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой. По отношению к психики, и психической деятельности мозга это такой же компонент, как горы, Луна. Вследствие этого объективная реальность “идеальных форм” - это реальный факт. Вне человека нет идеального.
Другой подход к проблеме идеального представлен Дубровским. Он считает неверным положением, будто идеальное есть внеличностное и надличностное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а самой в самой социальной предметности. Неверно и представление, что идеальное абсолютно независимо от мозга, от его состояния. Неверно, будто идеальное несовместимо со случайным, единичным (интуитивным озарением). С его точки зрения, неувязка получается, когда идеальное связывается главным образом с опредмеченным результатом деятельности. Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами. Оно есть не что иное, как субъективное проявление некоторых мозговых процессов. Идеальное есть сугубо личностное явление, реализуемое мозговым процессом определенного типа. Идеальное – это психическое явление: оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных личностей; записанная на бумаге, и может рассматриваться как продукт психической деятельности. Идеальное является исключительно субъективной реальность и существует только в голове общественного индивида. Эта категория означает такое свойства мозга, благодаря которому нам дано непосредственное содержание объекта. Информация не существует отдельно от сигнала, она необходимо воплощена только в сигнале; однако информация не зависима от энергетической характеристики сигнала. Иначе говоря, информация инвариантна по отношению к формам сигналов. Дубровский приходит к выводу, что идеальное есть способность личности иметь информацию в “чистом” виде и оперировать ею во времени.
Еще для Платона было чудом, что вода может замерзать, кипеть, а идея воды не может ни того, ни другого. Она неизменна. Идея постоянна. Важным свойством идей (идеального) является совершенство (идеальность). Идея блага, и добра. Лишь при руководстве идеей блага знание, имущество, становиться пригодным и полезным. Познать мир идей, уйти от чувственного мира.
Гегель говорил об абсолютной идеи. Он полагал, что идею следует рассматривать не только как цель, а так, что все действительное есть лишь постольку, постольку оно имеет внутри себя идею и выражает ее. Объективный и субъективный мир должны совпадать с идеей.
Маркс, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное положение прежде всего ограничение идеального человеческой головой и за пределами идеальное существовать не может. Архитектор отличается от пчелы, тем, что уже построил в голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале имелся в голове, т.е. идеально.
Процесс реализации идеального будет означать его угасание и становление нового материального, но результат конечно отличим от идеального своей уникальностью.
Идеальные феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделены на два типа: индивидуализированное идеальное и общественное.
Идеальное может быть когнитивным (или гносеологическим) и аксиологическим. Примеры тому – идеалы теории, гипотезы, а с другой идеалы добра, справедливости.
Можно делить на теоретическое и практическое. В зависимости какие возможности отражены в идеальном – конкретные или абстрактные.
Еще один аспект проблемы идеального: соотношение материального и идеального в терминах первичное и вторичное. Материальное сводит к двухполосной схеме: М1 => OM1 =>OM2=>M2, где М1 – исходный материальный объект, ОМ1 – чувственный или понятийный образ этого же объекта, ОМ2 – понятийный образ нового объекта (ситуации), т.е. такого, которое ранее не было и М2 – материальный предмет созданный на основе нового образа.
ИДЕАЛЬНОЕ – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота.), который подлежат обязательной реализации в деятельности человека.
Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения. Такое понимание имеет смысл только при изучении соотнош материи и созн, отнош сознания к мат миру. Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг. Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем. Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все мат образования. Отраж - это изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы…
Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики. Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим потребностям. Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.