logo search
Философия_1 / filosofia2 / Вступит в аспир по философии

8) Философская герменевтика

Г. – это и наука о понимании, истолковывании текстов, и искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (грам значения слов и их истор обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. В 19 в начинается развитие так назыв свободной Г., не ограниченной предметом, границами смысла текста. Метод истолкования должен быть объективным, направленным на объект, и в то же время свободным от субъективного произвола. Герменевтичесикй метод входит в философию через работы Фридриха Шлейермаха (1768-1834), Г., в его представлении, является искусством понимания не предметно-содержательного значения текста, а мыслящих индивидуальностей (речь идет о психологической интерпритации). Его метод герменевтического круга становится основным методом в последующих герменевтических концепциях.

У Дильтея (1833-1911) Д. выдвинул метод "понимания" как непосредственного постижения некоторой духовной целостности – в смысле целостного переживания. Понимание собственного внутреннего мира достигается путем самонаблюдения, рефлексии. Понимание же"чужого мира" осущ. путем "вживания", "сопереживания", "вчувствования". Г. превращается в специфический метод общ наук, призванный обеспечить понимание общ событий, исходя из субъективных намерений исторических деятелей. Дильтей - Г. - это связующее звено между фил и истор науками. Основная проблема гер. состоит, по Дильтею, в раскрытии того, как индивидуальность может стать предметом общезначимого объективного познания в чувственно данном проявлении чужой уникальной жизни. При этом понимание противопоставлено объяснению в естествознании, связываемому с абстрагированием и установлением общего, закона. Психол. основой герменевтики для него служат жизненные проявления, зафиксированные в тексте (метод психологической реконструкции). Интерпретатор и интерпретируемый должны быть соединены через нечто третье. Этим третьим может стать культурно-историческая реальность, в которую включены и интерпретатор и интерпретируемый. Задача Дильтея состояла в том, чтобы быть посредником между историческим сознанием и требованиями истины науки. Он делает попытку создать учение о типах мировоззрения, которые бы отражали многозначность жизни.

По Хайдеггеру понимание возможно только в языке, к-й является сущностным свойством человеческого бытия. То язык приобретате онтологическое качество, соотв. И понимание трактуется онтологически.

В 20 в Г. постепенно оформляется в одну из основных методологических процедур фил, сначала в рамках экзистенциализма, затем собственно в фил Г. Гадамер. Все знания чел-ва рассматривал как текст. Создал теорию понимания. Так у Гадамера Г. приобретает функции онтологии, поскольку “бытие, кот может быть понято, есть язык”, социальной философии, поскольку понимание есть форма сущ общ жизни и “критики идеологии”. Многое заимствуя у Дильтея и Хайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. Введение диалога в Г. подход.