logo search
Философия - Шпоры / зима 2004-5 / зима 2004-5

40. Наука (????????????) §6 Научное познание

Наука – это форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания – научное исследование, так и результат этой деятельности – научное знание.

Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл, формирующийся как продукт непосредственно практического отношения к внешнему миру.

Наряду с истинностью и обоснованностью научное знание обладает другими особыми хар-ками – системностью (формы – док-во, классификация, аксиоматизация), направленностью на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережением практики.

Формы развития научных знаний: теория, факт, проблема, гипотеза.

Теория – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности. (Функции: описательная, объяснение, предсказательная).

Гипотеза – предположительное решение некоторой научной проблемы.

В области научного познания становится задача поиска и накопления знаний. Научные знания имеют свои особенности:

  1. Они должны быть адекватными (объективными);

  2. Они характеризуются системностью;

  3. Научные знания непротиворечивы;

  4. Научные знания должны ориентироваться на практическую реализацию;

Наука в современном обществе – это разветвленная дифференцируемая система знаний.

НАУКА: естественные науки; гуманитарные науки(знания об общественных явлениях); технические науки; интегративные науки (кибернетика).

Познание – это цель познавательных действий, но в науке эти действия ориентированы на выработку истинных знаний. Субъект познавательных действий в науке – это ученый. В современной науке познавательные действия совершаются коллективными субъектами – научными сообществами (институту, НИИ).

Субъекта характеризуют:

  1. определенный уровень культуры;

  2. определенные ценности;

  3. опеределенные нормы и идеалы, а также стили научного мышления. Стиль современной науки - кибернетический, информационный и компьютерный;

  4. Определенные средства научного познания;

  5. Определенные формы научного познания. Средства научного познания – это материальные структуры, заменяющие человека как мыслящие, действующие и чувствующие.

Методы научного познания – это те или иные способы приобратения знаний, приближения к научному объекту. Формы – это структуры научного знания, которые служат для понимания истины. Стили научного познания: научные факты, научные гипотезы…

Фундаментальные науки  прикладные науки  инженерные разработки  производство.

Объектом научного исследования становится та часть реальности, которую человек стремиться познать. В соответствии с этим подбирают средства научного познания (напр. компьютер). После этого проводятся определенные действия – измерения, на основе которых фиксируются определенные эмпирические зависимости, на основе которых, в свою очередь, появляется научный факт. Факты науки бывают эмпирические и теоретические.

Далее происходит включение данного научного факта в систему знаний. Если научный факт не стыкуется с системой знаний, то возникает научная проблема, которая мобилизует научное общество на поиски ее решений, в результате этого появляются новые идеи. Они приводят к появлению научной гипотезы.

Функции гипотезы:

  1. Она должна согласовать научные факты с системой знаний.

  2. Она должна предсказывать новые факты.

  3. Она должна быть проверяемой.

Наиболее жизнеспособной из конкурирующих систем является наиболее простая. Гипотеза, которая подтверждается экспериментально, становится научной теорией, которая имеет целый рад функций:

1. Объяснение

Типы объяснений:

а) структурное (раскрытие структуры);

б) каузальное;

в) куриенологическое (раскрытие и формирование новых законов);

2. Прогнозтическая функция (предсказание новых фактов);

3. Методологическая функция;

  1. Прогматическая (выход на практику)

Закономерности научного познания:

  1. Дифференциация (появление новых наук);

  2. Интеграция научного знания (изучение экосистем возможно лишь при наличии вычислительной техники);

  3. Познавательный процесс в современной науке реализуется в единстве революционных и эвалюционных составляющих. Изменяются пародигмы – совокупность принципов научногомышления. Иногда происходит крутая ломка пародигмов (напр. В 19в).

Метод – это определенный способ исследования. Методы бывают:

  1. Специальные (используются в конкретных науках);

  2. Общенаучные:

а) Методы операций (наблюдение, эксперимент, измерение);

б) Методы процедуры (системные анализы);

  1. Философские методы:

а) Формально-логические (индукция, дедукция);

б) Метод диалектической логики;

Эти методы действуют на разных уровнях научного познания;

I. Эмпирический метод: метод операций. Наблюдение – это исследование объекта без внешнего воздействия. Эксперимент – это исследование объекта с внешним воздействием.

II. Теоретический уровень (метод): метод формализации, матаматизация – выражение структуры объекта через знаковые математические структуры; метод аксиматизации – число утверждений (определенное число) берется без подтверждений; исторический метод – раскрытие истории данного объекта; метод диалектической логики – при изучении реальности требуется рассматривать явления через их историю, требуется использование критерия практики (практика- критерий истины), требуется конкретика. Важную роль в исследовательном процессе играет интуиция. Наука – определенный организм. Новое знание преодолевает преграды на пути к признанию и очень сложно.

Отличие науки от искусства - худ. образ содержит отпечаток личности, субъективный момент, а наука отгораживается от субъективизма.

Этапы развития науки: (науке предшествует протонаука, доклассический этап. Зарождаются элементы науки.

I. классическая наука ( XVII - XIX вв.). господство объектного стиля мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения

II. неоклассическая наука ( 1 половина XX в.). Отвергание объективизма классической науки, осмысливание связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности

III. пост неоклассическая наука ( 2 половина XX в.). учитывание соотнесённости знания об объекте с ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Характерная черта - универсальный эволюционизм, объединяющий идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет развитие на все сферы бытия.