logo search
Философия_1 / filosofia2 / Вступит в аспир по философии

21. Философское учение о бытии. Формы бытия.

Онтология – филос. учение о бытии. Важнейшие Ф. категории: материя и сознание, движение и развитие, пространство и время, необходимость и случайность, причина и следствие, необходимость и свобода – позволяют представить бытие человека и мира в наиболее существенных чертах. Термин появляется в 17 веке и был введен Парменидом, понятие бытия (складывается в европейской античности у Платона и Аристотеля) – и начинается собственно философия. Категория бытия одна из самых содержательных в Ф. Она фиксирует убежденность человека в том, что он сам и окружающий его мир существуют. Говоря о бытие, это является предпосылкой всех дальнейших рассуждений о мире, природе, человеке, обществе. Б. есть ни к чему не сводимая первичная данность.

В 20 веке – Б. все чаще хар-ся как присутствие в мире, как переживание этого мира.

Понятие бытия часто определяют как Ф. понятие о существующем независимо от сознания объективном мире. Философский материализм признает бытие первичным, а сознание вторичным, он понимает сознание не как пассивное отражение, а как активную силу, оказывающую воздействие на бытие.

Решение вопроса о том, что есть бытие, органически связано с вопросом, что значит быть.

Главные свойства и хар-ки Б. В Ф. сущ-ют самые разные определения и трактовки бытия. Б. опред-ся и как вещный субстрат мира, и как духовное измерение мышления, и как качество человеческого существования. В материалистических концепциях Б. – как материя, существование, возникновение и уничтожение, как материальный мир. В идеалистических – обобщенное существование, смысл, субстанция, идея, совокупность идей. Бэкон: Б. – есть вечно подвижная материя.

Хар – ки Б.:

- сущее (эссенциальное) – субъект, индивидуум (Аристотель)

- существование (экзистенциальное) – существовать – быть причиной чего-либо (Аристотель).

В 19 веке Ф. трактовка Б. была дополнена принципом историзма: Б. объекта раскрывается только через полноту его истории. Гегель: понятие Б. приобрело смысл не состояния, а закономерного и вечного движения.

В настоящее время 2 подхода к понятию Б.:

1 – Б. как самое абстрактное, то, что свойственно всему сущему.

2 – раскрываются понятия Б. в его содержательности: соизмеряются понятия «быть» и «являться», быть и казаться, становиться, исчезать и т.д. С точки зрения рационализма необходимо признать приоритет бытия над аспектом сущности.

Б. и человек – это два различных вида сущего, они могут быть представлены через разные способы существования. Основная задача Ф. как онтологии заключается в раскрытии этих форм.

ФОРМЫ: Индивидуальное Б. Б. хар-ся как присутствие в мире, как переживание этого мира. Б. в существовании (экзистенциальное Б.) стало центр-й проблемой современной европейской Ф. Ж.-П. Сартр –фр.экзистенциалист – исслед-ль Б., считал, что Б. есть абс.зло, оно м.б. предметом ненависти и отвращения человека. Экзистенциальный человек не принимает ничего, что ограничивает возможности собственного «я», свобода – прорыв в монолите Б., она- не Б., она – хаос. Для Сартра человеческая природа не существует, человек есть только то, что он из себя делает. Гл.понятие его концепции– свобода как чистая отрицательность.

Бердяев – также говорил о неприятии Б. Все, что носит объективный (не зависящий от личности и индивидуальности) хар-р, представляет угрозу свободе, а значит, и человеку. Отрицание, восстание против мира, вселенская революция.

Социальное (общественное) Б. – это реальный процесс жизни людей как социальных существ. Гл. составляющие – Ф. концепции деятельности, практики; общественного производства и воспроизводства общественных связей и взаимодействий; проблема идеальных факторов в общественной жизни, в истории. Практика понимается как предметная деятельность общественного человека. Онтология общественного Б. – Ф. решение комплекса проблем, связанных с развитием субъектно – объектных отношений в истории, форм и способов воздействия чел-ка на мир. Хар-ки общества в соврем.Ф. знании: социальность, предметность, дифференцированность, историчность, необратимость. Социальные задачи реально разрешимы в том случае, если их решения найдены индивидами.

Основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального.

Бытие человека:

а) бытие человека в мире вещей

б) специфическое человеческое бытие

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека есть тело его природы . Наличие тела делает его конечным, смертным. В человеческом бытие первична предпосылка существования тела из чего следует его подвластность законам наследственности и природы.