Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
Дальнейшее развитие немецкой классической философии было связано с творчеством И.Фихте и Ф.Шеллинга. Эти мыслители стояли на позициях философского идеализма, субъективного (Фихте) и объективного (Шеллинг).
Иоганн Фихте (1762 — 1814 гг.) создал так называемую «практическую» философию, понимая под практикой деятельность разума познающего субъекта (человека). В своем основном произведении «Наукоучение» он излагал концепцию «чистого Я», понимая под ним автономное сознание индивида, как бы оторванное от внешнего мира. По убеждению Фихте, предметом философии должен быть не внешний мир, а «чистое Я», т.е. активная и творческая деятельность познающего мышления. Оно и есть подлинное бытие, в отличие от кантовских «вещей в себе».
«Чистое Я» включает в себя все, что может быть мыслимо, «присвоено» познающим субъектом (проще говоря, «Я» — это мыслящий, субъект, активный по своей природе). Противоречие между «Я» и «не-Я» (внешним миром) возникает совершенно естественно и с необходимостью, ведь «не-Я» всегда оказывает сопротивление по-1 знанию, противостоит субъекту. Это сопротивление приводит в| движение «чистое Я», сообщает импульсы его активности. В ходе! этого процесса формируется и «инстинктивное Я», т.е. самосознание.} Посредством его осознаются побудительные биологические мотивы поведения человека (субъекта). В итоге природные силы становятся осознаваемы, подконтрольны, и это придает действиям субъекта свободный характер. Однако эта деятельность все же оставляет человека по-прежнему зависимым от внешней природы и ее сил.
Фихте проводил мысль о том, что основная задача человека состоит в активном преобразовании природы и общественных отношений. Преобразовать означает, прежде всего, познать. «Вмешательство» субъекта во внешний мир есть, по убеждению философа, «возвышенная» и «великая» задача, подлинное призвание человека. Однако деятельность («дело», «действование») субъекта носит характер не только познания, но и несет в себе нравственное содержание, поскольку утверждает определенное (в данном случае — активное) отношение субъекта к внешнему миру (объекту). Мысль человека заключает в себе деятельное и практическое начало, она представляет собой интеллектуальное созерцание мира. Мышление всегда активно, оно последовательно движется от самой низшей ступени теоретической деятельности к наивысшей через разрешение возникающих противоречий. Движение человеческой мысли диалектично, т.е. противоречиво по своему характеру. Познание никогда не может быть завершено, оно всегда остается процессом. Таковым является и ход всей истории познавательной деятельности человечества.
Немецкий философ считал, что деятельная активность мышления позволяет индивиду быть по-настоящему свободным. Но свобода это не произвол, а осознанное подчинение себя природной и исторической необходимости. Она всегда конкретно-исторична, т.е. определяется характером эпохи и ее обстоятельствами. Вся история общества распадается на две крупные эпохи: до и после обретения свободы. «Царство свободы» покоится на «разумных» науке и искусстве, которые призваны нести в себе истинное начало. И.Фихте был сторонником частной собственности, в которой он видел принцип устройства общества и государства. В одном из своих трактатов он нарисовал образ «идеального» государства с развитой системой разделения общественного труда. Основное же значение его творчества («философия активности») состоит в раскрытии творческой природы человеческого мышления, динамичности и противоречивости процесса познания. Между субъектом (человеком) и объектом (внешний мир) всегда имеет место взаимодействие, в ходе чего изменяются обе стороны противоречия. Фихте прочно верил в реальную возможность познания мира и обретения человеком практической власти над окружающей природой.
Если И.Фихте противопоставлял субъект («Я») и объект («не-Я»), то его соотечественник Фридрих Шеллинг (1775 — 1854 гг.), напротив, в своей «философии тождества» развивал учение об их совпадении и слиянии. По его убеждению, подлинная философия 1олжна соединять и примирять идеальное и реальное, конечное и бесконечное.
В философии Шеллинга на первом месте находилась природа как самостоятельный объект исследования. Интерес к природе был неслучаен, поскольку в то время произошли важные открытия в об-гасти физики, химии и физиологии (Гальвани, Ломоносов, Лавуазье). Как и большинство немецких философов той поры, Шеллинг рассматривал природу с позиций философского идеализма: как порождение и воплощение некоего духовного начала. В понимание ее он ввел методологические принципы противоречивости и развития. Такой подход способствовал активному преодолению механистической картины мира, которая господствовала в философии и естествознании XVII — XVIII веков. Он подчеркивал также принцип всеобщей связи, единства всего со всем. Можно сказать, что философия Шеллинга — это идеалистическая диалектика (теория развития) природы.
Исходным принципом учения Ф.Шеллинга был принцип тождества (совпадения) духа и природы. Субъект (человек) и объект (природа) неразрывно взаимосвязаны и образуют «целостную неразличимость» субъективного и объективного. Абсолютный разум (Бог) и есть то, в чем сливаются субъективное и объективное. Что касается природы, то в ней господствует принцип градации и по-чярности. Градация означает, что природа представляет собой систему ступеней, где низшая ступень является основой для более высокой. Принцип полярности предполагает, что природа пронизана борьбой противоположных начал: притяжение и отталкивание, раздражимость и восприимчивость, конечное и бесконечное. Наивысшей степени полярность достигает в человеке, где она существует в виде противоположности между добром и злом. Природа организована, в ней переплетены и взаимодействуют различные процессы (физические, химические и иные). Она вся одухотворена и разумна, в ней действуют законы и закономерности, проявляется некая активная сила. Процессы жизни в природе (растения и животные) логично подводят к возникновению более сложной и упорядоченной реальности.
Такой реальностью является мир общественной жизни, в котором воплощается свободная деятельность людей. Общество — это система взаимодействия людей, благодаря чему становятся возможными и их сознание, и свобода. По убеждению Шеллинга, история общества направляется к все более совершенному и свободному состоянию социума. За всем этим кроется какая-то всеобщая закономерность, направляющая историю к некоей цели. По мнению философа, эта сила есть, скорее всего, некий «единый дух», который своей «невидимой рукой» придает свободной игре индивидов порядок, смысл и направленность. Вот почему истинная свобода человека может быть возможна лишь в согласии с необходимостью, с законами природы. Как и природа, история общества есть восхождение к высшему, более человечному и разумному, совершенному.
Основным в философии Шеллинга было то, что природа рассматривалась им как огромная арена столкновения и борьбы противоположных сил и тенденций. Природа и общество не противостоя друг другу, а находятся в рамках единой цепи развития (растение животное — человек). История общества тоже рассматривалась философом как единый и закономерный процесс развития. Весь мир это как бы живой пульсирующий организм, который постепенно пе реходит во все более духовное состояние.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме