Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
Новое время (XVII — XIX вв.) обозначает собой период европейских буржуазных революций и постепенный приход буржуазии к политической власти. В 1609 г. в Нидерландах завершилась первая в Европе буржуазная революция, открывшая простор новым экономическим отношениям. Огромное значение имела и английская революция, начавшаяся в 1640 г. Развитие капиталистического способа производства сопровождалось возникновением промышленности и всплеском научного мышления, социальной активностью буржуазии как нового класса. На почве этих конкретно-исторических предпосылок формировался и соответствующий тип философствования. Он был ориентирован прежде всего на исследование природы научного (теоретического) знания, осмысление методов (способов) его получения. В философии раннего Нового времени на первый план выдвинулась гносеология — философское учение о путях, способах и формах познания человеком окружающего мира. Быстрое развитие точного естествознания и прогресс общества породил в философии культ разума. Этот разум стал рассматриваться как: а) совокупное знание; б) инструмент борьбы с религиозным невежеством и иными предрассудками; в) предпосылка продуманной («рациональной») организации общества; г) непременное условие свободы человека.
Идеалом философии раннего Нового времени было точное знание. Полагалось, что особую роль в его получении должна играть механика как наука о движении материальных тел в пространстве. Как результат в философии сформировался материалистический механицизм — тип философского мышления, рассматривающий окружающий человека мир в качестве сложного механизма. Полагалось, что и человек тоже есть сложное устройство, машина.
Философия и естествознание XVII века все еще в значительной степени находились под влиянием могущественной теологии. Многие мыслители по-прежнему искали некий «перводвигатель», который якобы «запустил» всемирный механизм, эти гигантские «часы». Однако Новое время неуклонно развивало те элементы научных представлений, которые уже были заложены в эпоху античности и Возрождения. Под влиянием молодого капитализма ч наука постепенно становилась производительной силой, и в обществе все больше возрастал спрос на точное знание, полученное экспериментальным путем. В Европе появились академии, представлявшие собой научные сообщества.
В общественной жизни раннего Нового времени происходил процесс секуляризации, т.е. развития светской культуры и обретения ею независимости от церкви. Борьба против религиозного невежества и фанатизма вела к утверждению в духовной жизни веротерпимости — свободного сосуществования различных мировоззрений, как научных, так и ненаучных. Передовая философия подчеркивала естественные права человека, якобы данные ему от рождения, — на свободу и собственность, на безопасность, свободу перемещения. Либеральные ценности постепенно укоренялись и становились основой так называемого «юридического» мировоззрения. Становление в Европе буржуазных государств побуждало философию активно осмысливать новые социально-политические процессы, поднимать проблему прогресса в истории человеческого общества.
Символом философии раннего Нового времени и ее ключевой фигурой стал Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626 гг.), английский мыслитель и государственный деятель. Основным предметом философского осмысления он сделал научное знание, в котором видел важнейшее средство решения социальных проблем и прежде всего развития зарождавшейся промышленности. «Знание — сила» — подчеркивал Бэкон, и в этом тезисе выражался сам дух философии и естествознания той исторической эпохи. Свои подходы и взгляды Бэкон изложил в многочисленных трудах: «Новый Органон», «Новая Атлантида», «О принципах и началах». По его убеждению, философия призвана быть опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее объектом — окружающий мир, включая и самого человека.
Ф.Бэкон полагал, что важнейшей целью общества и науки должно быть «познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой, покуда все не станет для него возможным». Главным в знании является его достоверность и соответствие практическим потребностям общества. Плоды практики и призваны стать критерием (мерилом) истинности знаний. «Польза» науки состоит прежде всего в ее способности прояснять глубокие связи и силы в природе, давать рекомендации по их овладению. Человек призван выступать как «слуга и истолкователь» природы и ее свойств, соединяя в одном лице два устремления — к познанию природы и власти над ней. По убеждению Бэкона, знание и могущество человека совпадают: знание — это сила.
Исследуя историю научного познания, английский философ выдвинул задачу «великого восстановления наук». По его мнению, в XVII веке стало необходимым привести «границы умственного мира» человека в соответствие с крупными изменениями в социально-экономическом строе и культуре европейских народов. Бэкон занялся классификацией наук, существовавших в то время. Он выделил ряд областей знания, соответствующих, по его представлению, важнейшим способностям человеческой души (память, воображение и рассудок). Это, во-первых, история как описание фактов и событий. Во-вторых, поэзия как познание с помощью воображения и фантазии. И в-третьих, сама философия, которая, как полагал Бэкон, должна соответствовать критериям научного познания.
В понимании Бэкона, философия является обобщающим познанием. Ее предмет составляют Бог, природа и человек. «Божественная» философия призвана предлагать интеллектуальное толкование понятия Бога и давать опровержение атеизму. «Естественная» философия ориентирована на выявление и исследование природных связей и причин, процессов и сил, их рациональное объяснение. Она должна с помощью знаний способствовать созданию новых предметов и вещей, необходимых человеку в его жизни. Особую роль в объяснении природы способны играть физика (изучение непосредственных причин в природе) и механика, призванные к тому же применять полученное знание на практике (в технике, в промышленности и иных сферах деятельности). В структуре философии должно присутствовать также знание о человеке как виде (антропология) и как члене общества («гражданская философия», или политика). Антропология изучает тело и душу человека, их взаимодействие с внешним миром. Что касается логики, то ее назначение — изучать формы мышления и их роль в получении истинного знания.
Кроме классификации наук, Ф.Бэкон поставил и другой, не менее важный вопрос — о методе научного познания. В связи с этим английский мыслитель выдвинул учение о так называемых «идолах» (призраки, предрассудки, ложные образы), препятствующих получению достоверного знания. Идолы олицетворяют собой противоречивость процесса познания, его сложность и запутанность. Они либо присущи разуму по природе его, либо связаны с внешними предпосылками. Эти призраки постоянно сопровождают ход познания, порождают ложные идеи и представления, мешают проникать «в глубь и даль природы», в своем учении английский ученый выделил следующие разновидности идолов («призраков»).
Во-первых, это «призраки рода». Они обусловлены самой природой человека, спецификой его органов чувств и разума, ограниченностью их возможностей. Чувства либо искажают предмет, либо вовсе бессильны дать реальные сведения о нем. Они порождают заинтересованное (небеспристрастное) отношение к предметам. Разум тоже бывает с изъянами и, как кривое зеркало, нередко воспроизводит действительность в искаженном виде. Так, ему свойственно допускать преувеличение отдельных сторон вещей или же приуменьшать эти стороны. В силу названных обстоятельств данные органов чувств и суждения ума требуют обязательной экспериментальной проверки.
Во-вторых, имеют место «призраки пещеры», которые также значительно ослабляют и искажают «свет природы». Бэкон понимал под ними индивидуальные особенности человеческой психологии и физиологии, связанные с характером, своеобразием духовного мира и другими сторонами личности. Особенно активное воздействие на ход познания оказывает эмоциональная сфера. Чувства и эмоции, воли и страсти буквально «окропляют» разум, а иногда даже «пятнают» и «портят» его.
В-третьих, Ф.Бэкон выделял «призраки площади» («рынка»). Они возникают в ходе общения людей и обусловлены прежде всего влиянием неправильных слов и ложных понятий на ход познания. Эти идолы «насилуют» разум, ведут к смятению и бесконечным спорам. Облаченные в словесную форму понятия могут не только запутывать познающего человека, но и вовсе уводить его в сторону от правильного пути. Вот почему необходимо прояснять истинное значение слов и понятий, скрывающиеся за ними вещи и связи окружающего мира.
В-четвертых, существуют и «идолы театра». Они представляют собой слепую и фанатичную веру в авторитеты, что нередко имеет место и в самой философии. Некритическое отношение к суждениям и теориям тоже способно оказывать тормозящее воздействие на протекание научного познания, а иногда и вовсе сковывать его. К данному роду призраков Бэкон относил также «театральные» (неподлинные) теории и учения.
Все идолы имеют индивидуальное или же социальное происхождение, они могущественны и упорны. Однако получение истинного знания все же возможно, и основным орудием для этого является правильный метод познания. Учение о методе стало, по сути дела, основным в творчестве английского философа.
Метод («путь») — это совокупность процедур и приемов, применяемых для получения достоверного знания. Ф.Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, который предполагает движение знания от простых (абстрактных) определений и понятий к более сложным и развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное, как толкование фактов, получаемых путем опыта. Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). «От частного к общему» — так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск. Выбор метода является важнейшим условием обретения истинного знания. Бэкон подчеркивал, что «...хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги», а «чем более ловок и быстр бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания». Бэконовский метод — это не что иное, как анализ эмпирических (данных исследователю в опыте) фактов с помощью разума.
В своем содержании индукция Ф.Бэкона представляет собой движение к истине посредством непрерывного обобщения и восхождения от единичного к общему, открытию законов. Она (индукция) требует осмысления самых разных фактов: и подтверждающих предположение, и отрицающих его. В ходе эксперимента происходит накопление первичного эмпирического материала, прежде всего выявление свойств предметов (цвет, вес, плотность, температура и пр.). Анализ позволяет произвести мысленное рассечение и анатомирование предметов, выявить в них противоположные свойства и характеристики. В результате должен быть получен вывод, фиксирующий наличие общих свойств во всем многообразии исследуемых предметов. Этот вывод может стать основой для выдвижения гипотез, т.е. предположений о причинах и тенденциях развития предмета. Индукция как метод опытного познания ведет в итоге и к формулировке аксиом, т.е. положений, уже не нуждающихся в дальнейших доказательствах. Бэкон подчеркивал, что искусство открытия истины постоянно совершенствуется по мере открытия этих истин.
Ф.Бэкон считается родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времени. Он подчеркивал, что основным источником достоверных знаний об окружающем мире является живой чувственный опыт, практика человека. «Нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувствах» — так гласит основной тезис сторонников эмпиризма как течения в гносеологии. Однако данные органов чувств, при всем их значении, все же нуждаются в обязательной экспериментальной проверке и обосновании. Вот почему индукция и есть метод познания, соответствующий экспериментальному естествознанию. В своей книге «Новый Органон» Ф.Бэкон весьма детально раскрыл порядок применения этого метода в естествознании на примере такого физического явления, как тепло. Обоснование метода индукции стало значительным шагом вперед по пути преодоления традиций бесплодной средневековой схоластики и становления научного мышления. Основное значение творчества английского ученого состояло в формировании им методологии экспериментального научного познания. В последующем оно стало весьма быстро развиваться в связи с возникновением в Европе промышленной цивилизации.
Заложенную Ф.Бэконом традицию научной методологии продолжил французский философ и ученый Рене Декарт (1596 — 1650 гг.). Благодаря ему во многом произошло органичное соединение философии и естествознания раннего Нового времени. Работы Декарта («Размышления о первой философии», «Рассуждение о методе») были посвящены раскрытию предмета философии и выявлению ее взаимоотношений с естествознанием. На первом месте, как и у Ф.Бэкона, в его трудах содержалась проблема метода научного познания.
Р.Декарт исходил из принципа тесной взаимосвязи всех наук. «Вся философия, — писал он, — подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике...» (метафизика, в понимании Декарта, есть учение об общих началах и принципах бытия. — Авт.). Наибольшую социальную пользу имеют частные науки («концы ветвей»), которые постигают «великую книгу мира». Путь движения человеческого знания — это путь от самых общих положений физики и далее — к частным наукам. Главными двигателями научного поиска являются опыт и математика. Декарт явился основателем аналитической геометрии и математической логики. Он был практически убежден в необходимости математизации научного знания и возведения математики в ранг Всеобщей Математики.
Как и Бэкон, Декарт отмечал большое значение для науки правильного метода. Он подчеркивал, что идущий медленно по прямой дороге способен продвинуться значительно дальше того, кто бежит на удалении от правильного пути. Но в отличие от Бэкона Декарт разрабатывал дедуктивный метод научного познания. Этот метод должен быть основан, по мнению французского ученого, на четырех основных правилах.
Первое: не принимать за истинное ничего такого, что еще не связано с очевидностью. В познании важно избегать поспешности, заинтересованности и предвзятости, проявлять здоровый скепсис (сомнение).
Второе: мысленно делить (анализировать) всякий исследуемый вопрос на максимально простые элементы и, отталкиваясь от них, идти к осмыслению все более сложных вопросов.
Третье: полученные в итоге идеи располагать в определенной последовательности, постепенно продвигаясь от простого знания к более сложному, развернутому.
Четвертое: накапливаемые научные сведения необходимо приводить в систему, чтобы иметь максимально полное и всестороннее знание о предметах («перечни полные» и «обзоры общие»).
Важнейшим из всех названных выше правил является требование ясности и определенности в суждениях. Процесс мышления должен вести к постепенному преодолению всякого рода сомнений, но одновременно и к новым сомнениям. В этом смысле здоровый интеллектуальный скепсис («методологическое сомнение») есть начало и завершение научного поиска, необходимое орудие познания. Сомнению следует подвергать данные и органов чувств, и математические положения. Вообще, оно является весьма важным признаком мыслящего духа. «Я мыслю, следовательно, существую», — подчеркивал Декарт. «Во всем должно сомневаться», — призывал он. Излагая принципы своего метода, французский ученый сформулировал понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный и внимательный ум, естественный «свет разума», который позволяет напрямую постигать истину. Благодаря интуиции и становится возможной вся логическая цепь дедукции. Она должна быть непрерывной и сопровождаться ссылками на практический опыт и эксперимент.
Значение творчества Р.Декарта («картезианство») состояло прежде всего в антисхоластической направленности дедукции и интеллектуальной интуиции. Немецкий философ Г.Гегель подчеркивал, что Декарт сделал предметом глубокого научного исследования саму человеческую мысль («мыслящее «я») как таковую. Принцип рационального сомнения стал краеугольным камнем всей его философии. По убеждению философа, возможности человеческого разума практически безграничны. «Нет ничего ни столь далекого — подчеркивал Декарт, — нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть с помощью усилий человеческого разума». В своем учении о физике Декарт занимался также исследованием материи и ее важнейших свойств. К числу таковых он относил протяженность тел (пространственные характеристики: длина, ширина и др.) и их корпускулярностъ (внутренняя расчлененность). Материальным предметам присуще также движение, под которым философ понимал перемещение тел в пространстве. Декарт сформулировал три закона механического движения (инерции, взаимодействия тел и количества движения). Он подчеркивал значение для науки принципа детерминизма (всеобщей причинной обусловленности в природном мире).
Французскому философу принадлежит гипотеза о развитии мира во времени, т.е. эволюции. Тем самым он проводил весьма важную мысль о постепенном возникновении и изменении всего сущего. Бог якобы создал материю и сообщил ей первоначальный толчок, посредством чего она пришла в хаотическое движение. Далее же мир развивался, по мнению Декарта, в соответствии с законами механики. Из огня образовались Солнце и звезды, из воздуха — небо, а из земли сформировались сама Земля и соседние планеты. Сотворив этот мир, Бог сообщил ему движение и покой, сам же являясь гарантом законов природы.
В истории философии Декарт известен также и как основатель принципа дуализма. (Под дуализмом понимают те философские учения, которые признают материальное и духовное в качестве равноправных начал /субстанций/ мира). Французским ученым признавалось, во-первых, независимое от человека существование материального мира. Во-вторых, статусом самостоятельности он наделил и само мышление («духовная субстанция»). В творчестве философа это мышление, пронизанное рациональным скепсисом, по сути дела, оторвано от человека и в нем не нуждается. Оно существует как бы само по себе и ни от каких вещей не зависит. В человеке эти две самостоятельные субстанции объединены в виде тела и души. Они пересекаются и активно взаимодействуют. Мышление наделено способностью к интуиции и дедукции. В них самим Богом посажены «семена полезных мыслей», которые способны приносить людям плоды истинного знания.
Дуализм философии Декарта проявился и в его учении о «врожденных» идеях. Он учил, что все идеи человек обретает гремя путями. Во-первых, часть из них он получает извне посредством чувственных контактов с предметами. Во-вторых, они образуются в уме путем переработки идей первого рода. Но наиболее важную роль играют так называемые врожденные идеи (понятия). Они представляют собой некий «прирожденный свет», всегда присутствующий в разуме. Это такие понятия, как протяженность, движение, единство, Бог. Существуют также и врожденные аксиомы, например: «Из ничего не может произойти нечто» и т.п. Исследуя идеи, Декарт, по сути дела, изучал способность человека мыслить логически, которая сформировалась в ходе его длительной духовно-практической деятельности.
В философии Р.Декарта имело место и учение о человеке как единстве двух начал — материального и духовного. По определению ученого, человек есть «машина, которая, будучи создана руками Бога, несравненно лучше устроена и имеет в себе движения более изумительные, чем любая из машин». В этой «машине» многое дано от природы: рефлекторные реакции, система кровообращения и расположение некоторых органов, жизнь и смерть. Психические процессы человека (желания, радость, гнев и др.) зависят от его физиологических состояний. Вместе с тем человек — это разумное животное, способное познавать и действовать целесообразно и в любых условиях. Он обладает также речью как своей второй важнейшей характеристикой, необходимой для общения с себе подобными.
Творчество Р.Декарта являет собой рационалистическую традицию в европейской философии Нового времени. Главное в этом течении — культ человека как существа разумного и деятельного. Основным источником достоверных знаний о мире рационализм считает не данные органов чувств, а активную деятельность мышления. «Нет ничего в разуме, кроме самого разума» — так утверждает эта философия. По сути дела, рационализм выразил в себе дух формировавшихся в Новое время техники и промышленности, точного научного знания.
Ф.Бэкон и Р.Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII века: эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а достоверность этих знаний проверяется также в ходе опыта и эксперимента. Из эмпиризма вытекает сенсуализм, подчеркивающий особую роль ощущений в получении знаний, и солипсизм как крайняя степень сенсуализма. Напротив, рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума (ума). Эмпиризм и рационализм являли собой два противоположных подхода к пониманию источников и природы научного знания, закономерностей самого познавательного процесса.
Эмпирическую философию в Англии развивал также Томас Гоббс (1588 — 1679 гг.), которого К.Маркс называл ^систематизатором» творчества Ф.Бэкона. Гоббс последовательно придерживался своего тезиса о том, что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично в органах ощущения». Ощущения являются истоком и основой всей духовно-практической деятельности человека. Познание — это сравнение, сочетание и разделение идей, которые возникают на почве чувственных впечатлений. Полагая такое, Гоббс вместе с тем придерживался и некоторых принципов рационализма. Так, он придавал большое значение математике, считая ее образцом точного достоверного знания. Он обращал внимание на роль языка в научном познании. Слова языка — это как бы знаки, которыми обозначаются те или иные предметы. Язык имеет социальное происхождение, поскольку он создан людьми в ходе их совместной чувственно-практической деятельности. Гоббс подчеркивал, что слова научного языка должны быть освобождены от многозначности своего смысла. И знания, и сам язык — все это продукты жизненного опыта людей, дополняющие и обогащающие друг друга.
Эмпиризм философии Т.Гоббса проявился и в его учении о природе и человеке. Окружающая природа для английского философа это не одушевленный организм (как считалось в эпоху Возрождения), а колоссальная совокупность материальных тел, которые расположены в определенном геометрическом порядке, появляются и исчезают. Важнейшими свойствами любого тела являются протяженность и внешняя форма, а также движение и покой. Пространство и время зависят от движения тел: нет никакого времени вообще, а есть лишь время в конкретных материальных системах. В природе действуют материальные причины, в качестве которых выступают активные тела. Даже в понимании Бога Т.Гоббс склонялся к тому, чтобы представлять его как некий неподвижный «перводвигатель», тончайшее естественное тело. Бог якобы привел мир в движение, но в дальнейшем он уже не вмешивается в его судьбу. Движение в природе философ рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механический процесс.
Жизнь — это «движение членов», где сердце является пружиной, нервы — нитями, а суставы — это колеса живой «машины». Духовная деятельность человека возникает на основе органов чувств и существует благодаря ощущениям. Но в отличие от животных человек является разумным и моральным существом. В своей работе «О человеке» Гоббс подчеркнул, что человеческая природа носит эгоистический характер. Всем людям одинаково присуще стремление к самосохранению, им свойственны также жадность и страх, гнев и иные состояния. Люди ищут личную выгоду, почет и славу, любовь к себе, а не к другим. Общественные отношения пронизаны интересами людей, посредством которых (интересов) люди выражают свои потребности. Человек свободен, но его свобода всегда заключена в рамки необходимости, как и свободное течение реки происходит всегда в рамках ее русла и берегов.
Другой английский философ — Джон Локк (1632 — 1704 гг.), также придерживался принципов эмпиризма как «философии здравого смысла». В своих работах («Опыт о человеческом разуме» и др.) основное внимание он уделил проблемам теории познания. Как и его идейные предшественники (Бэкон, Гоббс), Локк отстаивал тезис о получении истинного знания прежде всего из опыта, посредством деятельности органов чувств. Если Гоббс просто систематизировал учение Бэкона, то Локк детально обосновал основной принцип бэконовской философии — принцип происхождения знаний и идей из мира чувств. В представлении Локка, основной задачей гносеологии является «исследование происхождения, достоверности и объема человеческого познания вместе с основаниями и ступенями веры, мнений и убежденности». Знание должно стимулировать умственную деятельность человека и обслуживать нужды его практики.
Как уже отмечалось, основной принцип эмпиризма гласит, что нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении. Идеи и понятия являются не врожденными, а имеют опытное происхождение. Они, писал Локк, «так же мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки». Даже идея Бога — и та не врождена, более того, она отсутствует у атеистов и целых народов. В момент своего рождения душа человека представляет собой как бы чистый лист бумаги, на котором еще нет никаких знаков. Эта бумага заполняется лишь по мере практической и познавательной деятельности. Идеи и понятия возникают, во-первых, в ходе восприятия предметов мира органами чувств (зрение, слух и др.). Во-вторых, в ходе размышления («рефлексии») происходит самопознание' человека. По мере практики и воспитания эти два вида опыта (внешний и внутренний) совершенствуются и развиваются.
Исходным элементом знаний и их фундаментом являются, по Локку, простые идеи, или элементарные образы вещей. В них отражаются, во-первых, первичные качества вещей (протяженность, форма, движение и покой). Во-вторых, воспринимаются и вторичные (изменчивые) качества: цвет, звуки, вкус, тепло. Разум соединяет различные идеи и подвергает их дальнейшей обработке. К числу наиболее сложных идей Локк относил такие, как идея субстанции, состояния, отношения, пространства и времени. Их наиболее трудно соотнести с реальными вещами и выразить в языке. Это обстоятельство создает почву для схоластического теоретизирования, пустословия и ложной мудрости.
По убеждению Локка, наиболее достоверным является математическое знание. По степени точности выделяется прежде всего интуитивное знание, которое состоит из самоочевидных, ясных и простых положений («белое не есть черное», «три больше двух» и т.п.). Английский философ выделял также демонстративное (выводное, доказательное) знание, которое носит дедуктивный характер. Он называл еще и умозрительное (умственное) знание, которое считал весьма точным. Сенситивное знание возникает в ходе непосредственного восприятия предметов. Детально исследуя научное знание, Локк признавал одновременно и наличие Бога, якобы сотворившего материю и придавшего ей движение и все иные свойства (атрибуты).
Рационалистическая традиция раннего Нового времени наиболее полно была представлена в рамках «континентальной» философии, в отличие от английского эмпиризма. Рационализм развивался также в творчестве Б.Спинозы и Г.Лейбница.
Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 — 1677 гг.) продолжал учение Р.Декарта. В своем основном философском труде «Этика» он исследовал тему природы человека, его свободы и познавательной деятельности. Свои основные идеи Спиноза изложил языком геометрии, ее аксиом и теорем.
Спиноза был убежден, что окружающий человека мир познаваем, а наиболее достоверное знание о нем несут идеи человеческого ума, представленные в математике. Субстанцией (основой) всего является Бог, присутствующий в природе в качестве ее универсальной (всеобщей) причины. Бог и природа слиты и нераздельны. Философ подчеркивал, что бесконечная природа является причиной самой себя. Спиноза выделял в природе прежде всего такие ее коренные характеристики («атрибуты»), как мышление и протяженность. Отдельные вещи («модусы») конечны и изменчивы, они существуют благодаря внешним причинам. В природе нет творения, а существует только естественное порождение. Субстанция всего (Бог) есть «природа творящая», а модусы — это «природа сотворенная».
Голландский философ отмечал, что ничто в природе не происходит без причины. «Не существует, — писал он, — ни одной вещи, из природы которой не вытекало бы некое действие». Все чувства, мысли и действия человека возникают под воздействием внешних причин на тело. Познание мира проходит в своем развитии три ступени. Первая — это чувственное восприятие внешнего мира, представления о нем. Второй ступенью являются рассуждения разума и получение мнений. И третья — истинное (интуитивное) и аналитическое знание, получаемое непосредственно разумом и независимое от чувственного опыта. Первая ступень характерна для повседневной жизни с ее «беспорядочным» опытом, вторая ступень являет собой получение частичного знания, требующего к себе критического отношения, третья ступень предполагает получение целостного знания, которое представлено в общих понятиях и отражает внутреннюю сущность вещей. Спиноза подчеркивал, что человеческий разум бесконечен и неисчерпаем в своих проявлениях и возможностях.
В окружающем человека мире все происходит в силу необходимости как закона этого мира. Будучи частицей природы, человек вынужден полностью подчиниться ее законам, которые обусловливают «естественный порядок» в ней. Свободная воля человека невозможна, поскольку люди включены в мировую цепь причинно-следственных связей. Эти связи порождают все человеческие аффекты (страсти) — желание, радость, печаль. Страсти господствуют над людьми, а не наоборот. Они парализуют волю и подавляют стремление к свободным действиям. Бессилие человека перед своими страстями есть, по определению Спинозы, рабство. Но несмотря ни на что, свобода человека все же возможна. Ее основным условием является познание необходимости (причинно-следственных связей и законов в окружающей природе) средствами разума. Это требует высших и достоверных знаний, что доступно лишь людям с философским складом ума. Важно, по словам голландского философа, «не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать». Неудивительно, что свободные люди всегда живут по разуму, а не по Богу. По убеждению Спинозы, истина находится не в Библии, а в разуме. Несвобода всегда порождается невежеством, предрассудками и заблуждениями. Лишь знание расчищает путь к свободе через преодоление различного рода страхов и суеверий.
В Германии принципов рационализма придерживался Готфрид Лейбниц (1646 — 1717 гг.), ученый и философ. Основой его философского творчества было учение о монадах. Под монадой он понимал простейшую духовную неделимую частицу, из совокупности которых якобы и состоит мир. Монада сама по себе есть целый мир, активный и разнообразный. Каждая из них имеет индивидуальные свойства и не повторяет другие. Монады не воспринимаются органами чувств человека. Из их сочетаний образуются предметы природы — физические, биологические и иные. Человек является носителем монад-духов, которые наделены сознанием. Верховной монадой является Бог как нечто абсолютно совершенное и деятельное. Каждая монада обладает внутренней активной силой, что обусловливает их самодвижение и развитие. Движение и жизнь, гармония буквально разлиты в окружающем мире. Иначе говоря, окружающий человека мир рационально устроен и являет собой «гармонию сущности и существования».
В своей теории познания Лейбниц подчеркивал, что органы чувств позволяют постигать только лежащее на поверхности, внешнее. Законы мира и его причины могут быть по-настоящему познаны лишь усилиями разума. В связи с этим имеют место как бы две истины — «истина факта» и «истина разума», — которые выражают две основные ступени познания — чувственную и рациональную. Особое значение играют логика и математика, в отличие от опирающихся на эмпирические факты естественных наук. Логика и математика (Лейбниц стоял у истоков математической логики) обеспечивают высшую степень аналитичности и достоверности знания. Познавательная деятельность представляет собой как бы раскрытие тех интеллектуальных задатков, которые даны человеку от рождения. Душа — это словно глыба мрамора, прожилки которой представляют собой прообразы и формы будущей «статуи», т.е. системы знания. Познание есть творческая (созидающая) деятельность ума, в ходе которой раскрываются все новые и новые тайны окружающей природы. Непременным условием постижения истины немецкий ученый считал соблюдение закона достаточного основания, т.е. подтверждения выводов фактами, опытом.
Учение Г.Лейбница в основном завершает философский рационализм XVII века. Однако дух рационализма того времени имел место не только в философии, но и в естественных науках. Примером этого может быть, в частности, творчество И.Ньютона, ставшего вершиной научного мышления раннего Нового времени.
Исаак Ньютон (1643 — 1727 гг.) — выдающийся английский ученый, сделавший в науке ряд крупных открытий (дисперсия света, законы механики и др.). Он явился создателем классической механики, которая объясняла развитие природы движением и столкновением физических тел. Основные направления его научного творчества (оптика, механика и математика, астрономия) были объединены им в единую науку, которую Ньютон называл «натуральной философией», а его девизом был тезис «Домыслов не сочиняю».
Английский ученый создал учение об абсолютном пространстве и абсолютном времени. Материя рассматривалась им как инертная масса, приходящая в движение лишь посредством воздействия внешних сил (земного тяготения). В полном соответствии с духом механицизма Ньютон рассматривал движение лишь как перемещение тел из одной точки пространства в другую. Абсолютное пространство — это как бы огромное вместилище материальных тел, а абсолютное время представляет собой непрерывный мировой поток событий. Весь космический механизм вечен и неизменен, а запущен в движение он «...по намерению и власти могущественного и премудрого существа». Бог не растворен в природе, как утверждал пантеизм эпохи Возрождения. По Ньютону, Бог есть не душа мира, а его «властитель» и всемогущий «повелитель». В целом творчество английского ученого было примером причудливого сочетания научных и наивно религиозных представлений о мире. Что же касается научных взглядов Ньютона, особенно его классической механики, то они в немалой мере способствовали формированию научной картины мира.
Как уже отмечалось, раннее Новое время в философии дало всплеск духа рационализма. Это было вызвано появлением элементов промышленности и началом первой научной революции. Рационализм в философии предстал как культ человека и его мыслительных способностей. Реакцией же на него явился агностицизм начала XVIII века, представленный в творчестве английских философов Джорджа Беркли (1685 — 1753 гг.) и Дэвида Юма (1711 — 1776 гг.). Беркли утверждал, что материальный мир независимо от человека не существует, что имеют место лишь ощущения и восприятия человека. Мир являет собой всего лишь «комплекс» наших ощущений, их комбинацию. Материя — это «пустое и красивое» слово, опора безбожного атеизма и предмет для «мелочных» дебатов философов. Что касается идей, то они якобы даны человеку от Бога как высшей и мудрой духовной причины. Как и Беркли, Юм тоже полагал, что человек имеет дело не с внешним миром, а с потоком своих ощущений и представлений. «Нам ничего не известно об окружающем мире» — подчеркивал философ. Мы всего лишь соединяем или же разъединяем наши впечатления и тем самым как бы конструируем из них мир. Деятельность разума не выходит за рамки обманчивой видимости вещей, и в силу этого мир для человека остается непознанным. Своеобразное место в истории философии XVII века занимает творчество французского ученого Блеза Паскаля (1623 — 1662 гг.). Он был одной из самых крупных фигур в естествознании своего времени. В частности, им было открыто атмосферное давление и сформулирован закон давления в жидкостях, изобретена первая счетная машина. Однако его философским взглядам был присущ скептицизм, переходящий в агностицизм. Паскаль подчеркивал, что мировая действительность явно превосходит познавательные возможности человеческого разума. «Непроницаемая тайна мира» несравненно сильнее безмолвного человеческого созерцания. Конечное (человек) бессильно объять бесконечное (мир). «Да и что значит сам человек в этом мире?» — вопрошал философ. Его начало и конец неизвестен, а существование лишь краткое мгновение. По определению Паскаля, человек есть всего лишь «мыслящий тростник», «тень, промелькнувшая на миг». Он — слабейшее из всех творений природы, и его существование является хрупким и трагичным. Величие человека состоит лишь в том, что он способен осознать свое бессилие и свою заброшенность в эту «бесконечную бездну». Разум человека — это его главная сила, но и она не спасает перед необъятной властью мира. Единственное, что остается человеку, — так это признать наличие Бога: бесконечного, неизменного и непостижимого.
- Терехов с.В.
- Тема 1. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
- 1. Мировоззрение, его сущность, структура и функции.
- 2. Философия в системе духовной культуры человека и общества.
- История философии
- Философия древнего мира(становление, круг проблем, значение)
- Древний вавилон и египет: во власти мифа и религии
- Китай и индия. Поиск единого закона мира и пути жизни
- Древнегреческая философия, ее истоки, проблемы и содержание
- Философская мысль в древнем риме
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Средневековая философия: истоки особенности, содержание общая характеристика
- Патристика, ее идеи и познавательное значение
- Схоластика средних веков. Реализм и номинализм
- Философия арабского мира
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия эпохи возрождения общая характеристика
- Натурфилософия и наука, их предпосылки, идейное содержание и мировоззренческое значение
- Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи возрождения. Социально-философские учения
- Вопросы для контроля.
- Литература по теме
- Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика
- Наук а и философия. Проблемы теории познания мира
- Философские учения об общественной жизни
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Философия в эпоху просвещения (XVIII век) общая характеристика
- Сущность просветительства. Французские просветители о материи, человеке и обществе
- Развитие просветительской философии в странах европы и в сша
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Классическая немецкая философия общая характеристика
- Классическая немецкая философия возникновение немецкой классики. Творчество и.Канта
- Учения и. Фихте и ф.Шеллинга
- Система философского идеализма г.Гегеля
- Антропологический материализм л.Фейербаха
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- Зарубежная философия новейшего времени (XX век) общая характеристика
- Философский иррационализм, его истоки и проявления
- Экзистенциальная философия об отчуждении свободе человека
- Рационализм в современной философии
- Глобальные проблемы человечества и философия
- Вопросы для контроля
- Литература по теме
- История русской философии общая характеристика
- Зарождение русской философии, ее корни особенности
- Философская мысль русского просвещения
- Важнейшие течения в философии XIX века (период классики)
- Русская религиозная философия XIX — XX вв.
- Развитие истории философии в советский период
- Вопросы для контроля
- Литература по теме