2. Место и роль философии в обществе.
Наука и философия.
Наука – сфера человеческой деятельности, целью которой является изучение предметов и процессов природы, общества, мышления, их свойств, отношений, закономерностей. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – всеобщая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Поэтому наука – совокупность знаний, приведенных в систему, где факты и законы связаны между собой определенными отношениями и взаимно обуславливают друг друга. Философия и наука взаимосвязаны. Философия способствует развитию творческого потенциала науки, строя категориальные модели возможных предметов познания и методов их исследования. Развивая свои категории, философия готовит для науки своеобразную предварительную программу ее будущего понятийного аппарата. В античной традиции понятия философии и науки совпадают. По мере развития знания от философии стали отпочковываться специальные науки, до этого бывшие составной частью философии.
Наука в отличие от философии изучает отдельные сферы внешнего мира и те или иные стороны жизни и деятельности самого человека. Науки различаются в зависимости от того, что они изучают и какими способами. Философия же изучает не отдельные области явлений и даже не весь мир в целом, философия изучает общие связи и отношения, общие законы, которые действуют в природе, обществе и человеческом мышлении. Философия изучает также внутренний мир человека, связь сознания и бытия, процесс и суть познавательной деятельности человека, то, как рождается знание. Философское сознание обязательно рефлексирует, то есть обращается на самое себя, изучает картину собственного функционирования.
Специфика философии заключается также в том, что она, познавая общее в явлениях мира, оперирует предельно широкими понятиями, которые определяются зачастую лишь через сопоставление друг с другом, поскольку через более широкие понятия их определить нельзя. В отличие от науки, которая стремится к познанию того, что есть, философия наряду со знанием стремится и к осмыслению ценностей. Если в науке новое знание, как правило, «поглощает» прежнее, делает его «устаревшим», частным случаем новой, более общей системы научных знаний, то в философии воззрения великих философов самоценны независимо от времени. Кроме того, подлинная философия персонифицирована, в ней личность всегда играет важнейшую роль.
Итак, философия содержит совокупность знаний, идей, представлений о мире и человеке. Однако философия не является конкретной наукой в связи с тем, что:
имеет дело не с предметами как таковыми, а с размышлениями об этих предметах;
конкретная наука развивается линейно. Философии же характерна вечность философских проблем. Это происходит потому, что эти вечные проблемы не имеют окончательного решения. Меняется мир, человек, общество и поэтому каждое поколение должно решать для себя эти старые и вечно новые проблемы;
универсальный характер философии. Это означает, что философия берет материал для своих размышлений из науки, искусства, морали, религии, обыденной жизни. Любая же конкретная наука имеет четкую специализацию, свой предмет;
для философии колоссальное значение имеет личность философа, то есть у каждого философа своя собственная философская система, которая отличается целостностью и определенной законченностью. Конкретная же наука всегда одна, она универсальна и интернациональна.
Философия – это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношений человека к миру и человека к человеку. Философия – это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение выступает в философии в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами.
С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
История свидетельствует, что теоретическая форма обоснования действительности, область знания формируется именно в рамках философии. Именно такое отношение к действительности на ранних этапах развития цивилизации называлось философией. По мере того, как накапливался эмпирический материал, и совершенствовались методы научного исследования, происходила дифференциация форм теоретического освоения действительности. Иногда этот процесс описывают как отпочкование от философии конкретных наук.
В античном и средневековом обществах не было достаточных стимулов для развития науки. Поэтому наука как самостоятельный институт формируется в Европе в 16–17 вв. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно–научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.
Таким образом, после того как сформировались самостоятельные отрасли научного знания – математика, физика, биология, химия и т.д., – философия утратила функцию быть единственной формой теоретического освоения действительности. Но в этих условиях более четко обнаружилась специфика философии как формы универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее всеобщих оснований бытия.
Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневного житейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. А философской мысли присуще рассмотрение мира за пределами человеческого опыта. Никакой опыт не позволяет постичь мир как целостную, беспредельную в пространстве, не зависящую от индивида и человечества в целом объективную реальность, с которой люди должны постоянно считаться.
Целостное понимание мира дает мировоззренческую опору конкретным научным исследованиям, позволяет им двигаться вперед, правильно ставить и решать свои проблемы. Универсализм – характерный признак философского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры философия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно–нравственной жизни. И это нашло отражение в таких образах философии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».
Философия обладает всеми признаками науки. Объектом ее изучения является бытие в целом. Ее предмет составляют наиболее общие законы, принципы, способы и формы бытия, отношение человека к окружающему миру и самому себе. Объект и предмет философии отличается от объектов и предметов других наук, прежде всего их всеобщностью, высокой абстрактностью и универсальностью получаемых знаний.
Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Наука и искусство.
Наука и искусство – самостоятельные области культуры. Границу между ними проводят с помощью противопоставлений чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностно-эмоционального и познавательно-теоретического. Ряд функций для науки и искусства являются общими. Это, например, такие, как:
упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственно выражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни);
воспитательная (посредством обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится, прежде всего, к гуманитарным исследованиям);
инновационная (создание новых социокультурных образцов).
Однако в искусстве в отличие от науки особенно явно проявляется ценностный характер духовной деятельности. Искусство – это форма общественного сознания, связанная с выражением опыта человека посредством художественных образов. Если цель науки – познание и знание, то цель искусства – совершенствование человека, его духовного мира.
Искусство направлено на освоение эстетических ценностей, то есть личностного смысла таких явлений, благодаря которым жизнь человека становится привлекательной, одухотворенной, осознанной. Искусство преображает эти явления в художественные образы. Их восприятие – это процесс сотворчества, образования смысла, то есть значения, которое они имеют для меня, читателя, зрителя, слушателя. Искусство предполагает отражение, изображение, выражение. Изображая, искусство отражает и выражает такое понимание действительности, которое основывается на переживании. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает ценностное отношение человека к предмету.
В науке же особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и что ненавидел Ньютон, тогда как, например, в портретах кисти Рембрандта запечатлена личность самого Рембрандта, его мироощущение и его личностное отношение к изображаемым социальным явлениям; портрет, написанный великим художником, всегда выступает и как автопортрет). То есть обобщение в искусстве, выражение им ценностей эпохи происходит в форме единичного чувственного и личностного образа. В науке – выражается в объективном безличностном знании в форме общих законов науки.
Кроме того, язык искусства – это язык художественных образов, метафор, символов, принципиально исключающих строгое и однозначное понимание, что так важно для науки.
Формирование человека происходит под влиянием всех форм духовной культуры. По сути, это процесс усвоения определенных ценностей и передачи определенной суммы знаний, необходимых для жизни в современном обществе. И наука в этом процессе играет важную роль.
Функции науки в жизни общества.
Наука в ее современном состоянии многолика. С одной стороны, она представляет систему знаний о мире, выраженную в абстрактно-логической форме; с другой стороны, систему по производству научного знания, в которой в настоящее время заняты миллионы людей - ученые и обслуживающий их персонал; с третьей стороны, - систему, которая преобразовывает полученные знания в технику, технологию, методы производства. В этой системе наряду с учеными-прикладниками действуют опытные заводы, специальные конструкторские бюро и т.п. На основе сказанного можно дать следующее определение этому понятию. Наука - это система знаний о мире, выраженных в абстрактно-логической форме, связанная с их производством, распространением, сохранением и потреблением. Можно дать более короткое определение. Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации, потреблению и проверке знаний.
Развитие науки вплоть до XVII века осуществлялось медленно. Это связано с тем, что она оказывала незначительное воздействие на развитие материального производства. Сельскохозяйственный труд и деятельность ремесленников в основном были связаны с использованием ручных орудий, опыта и мастерства, накопленного предшествующими поколениями. Целью научной деятельности в этот период была выработка общего представления о мире и месте в нем человека. Объяснительная функция научной дельности являлась определяющей. Отнюдь не случайно, что приоритет в научной деятельности этого периода принадлежал философии как мировоззренческой дисциплине. Вплоть до Ньютона сохранилось представление среди ученых и всех образованных людей этого периода о том, что философия объединяет все отрасли, поглощает все науки и выступает как «наука наук», как «царица наук».
В Новое время наука стала важнейшим фактором жизни. Без науки, без ньютоновской механики не могло состояться становление индустриального общества. Именно в этот период сформировались новые тенденции - возникла тяга к опытному изучению природы. Работы Галилея, Ньютона, Бэкона, Декарта вскрыли громадные возможности науки по преобразованию природы. Новое положение науки оказалось созвучным с требованиями нарождающегося буржуазного общества, которое использовало ее как средство преобразования материального производства, создания новой техники и технологии. Наука стала фактором развития производительных сил, выполняя заказы, которые нарождающаяся буржуазия ставила перед ней.
Современная наука становится все более важным фактором практического преобразования мира.
- 1. Философия, ее предмет и функции.
- 2. Место и роль философии в обществе.
- 3. Основные философские направления.
- 4. Структура философского знания.
- 5. Особенности социально-научного познания.
- 6. Античная философия: происхождение и основные особенности.
- 1. Натурфилософские идеи досократиков и Демокрита:
- 7. Философия Средневековья: основные особенности и этапы развития.
- 8. Научное знание: специфика и структура.
- Основные методы эмпирического познания
- Основные методы теоретического познания
- 9. Особенности исторического пути развития отечественной философии.
- 10. Философия Нового времени: эмпиризм и рационализм.
- 11. Ценности: природа и сущность.
- 12. Философия эпохи Просвещения.
- 13. Философские концепции истины.
- 14. Немецкая классическая философия.
- 15. Глобализация: истоки, сущность, противоречия.
- 16. Философские проблемы морали.
- 17. Глобальные проблемы современности: истоки, сущность и перспективы решения.
- 18. Информатизация общества и ее социальные последствия.
- Специфика «информационного общества»
- 19. Сознание как философская проблема.
- 20. Философская мысль XX и начала XXI вв.: основные школы и течения.
- 1) Феноменология
- 2) Философия жизни
- 3) Философская антропология
- 4) Экзистенциализм
- 5) Психоанализ (Фрейдизм и неофрейдизм)
- 6) Прагматизм
- 7) Религиозная философия 20 в.
- 8) Философская герменевтика
- 9) Аналитическая философия
- 10) Структурализм
- 11) Постмодерн
- 21. Философское учение о бытии. Формы бытия.
- 22. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.
- 23. Понятия материального и идеального.
- 24. Общество как система.
- 25. Материя, пространство, время, движение.
- Основные атрибуты материи
- Философское понятие движения.
- Философское понятие пространства и времени.
- 26. Общество и природа. Сущность экологической проблемы.
- 27. Религия и свобода совести: философский аспект.
- 28. Детерминизм и индетерминизм: философское понимание
- 29. Взаимодействие цивилизаций в историческом процессе.
- 30. Научная, религиозная и философская картины мира: общее и особенное.
- 31. Философское понимание человека.
- Сущность и существование человека.
- Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
- 32. Гражданское общество: природа и сущность.
- 33. Концепции постиндустриального и информационного общества
- 34. Вера и знание: проблема взаимоотношений.