logo search
Философия_1 / filosofia2 / Вступит в аспир по философии

19. Сознание как философская проблема.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении действительности и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Т.о. сознание – высшая, включающая в себя компонент идеального, форма психической деятельности, присущая лишь собственно человеческому способу жизни.

Сознание коммуникативно, диалогично.

Основные признаки сознания включают в себя отражение, отношение, целеполагание и управление. Будучи адекватным осмыслением реальности, сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Эта реализация предполагает формулирование замысла, цели или идеи. Идея – это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея – это понятие, ориентированное на практическую реализацию. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью и потребностями. Потребности, отражаясь в голове, приобретают характер цели. Цель – это идеализированная потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности. Способность к целеполаганию – специфическая человеческая способность сознания. Его бы не было, если оно лишено целеполаганию, способности мыслительного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. В основе целеполагания лежит неудовлетворенность миром и потребностью изменить его.

Различается сознание в узком (осознаваемые психические процессы, при к-х человек отдает себе отчет в совершаемых им внутрипсихических и внешних действих, оценивает их, проводит раграничение между собой и миром, локализует себя в пр-ве и времени, в отношениях с др людьми и пр) и в широком смысле слова (вся чел психика, в тч и бессознательное в ней), а также личное (индивидуальное) и общественное.

Cтруктура сознания

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Структуру сознания можно представить в виде круга (круг Иванова), разделенного на четыре части.

Сектор 1. является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущение, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Главной целью и регулятивой бытия этой сферы явл полезность и целесообразность поведения чел тела окр мире.

Сектор 2. логико-понятийный. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в существенные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Гл целью и рег является истина.

1 и 2 сектора - левая половина сознания - образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания.

Сектор 3. эмоциональная компонента сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Сюда относятся: 1) инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, видения, стрессы, галлюцинации); 2) эмоции (гнев, страх, восторг); 3) чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальных составляющих (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть). Главным регулятором и целью этой сферы является то, что Фрейд назвал “принципом удовольствия”.

Сектор 4. ценностно-мотивационная (или ценностно-смысловая) компонента сознания. Это высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, интуиции различных видов. Целью этой сферы выступает красота, правда и справедливость.

3 и 4 сектора образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, где в качестве предмета познания выступает собственное Я, другие Я, их творческая самореализация в гуманитарно-символьном виде(музыка, живопись, архитектура итд).

Суть восхождения духовной самости 1. этап протосознания, бессознательно телесно-аффектного существования индивида. 2. 1 и 3 сектор начало формирования телесного я. 3.середина начало формирования сознательного я. 4. этап возникновения нравственного я 2 и 4 секторы. 5. верх космическое сверхсознательное я.

Можно соотнести данную схему сознания с фактом межполушарной ассиметрии мозга, где внешнепредметной, аналитической – левое, а ценностно-эмоциональной, интуитивной работа правого полушария.

Источники сознания.

1. внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.

2. социокультурная среда, общие понятия и ценности, этические, социальные нормы, накопленные обществом знания, способы познавательной деятельности.

3. весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний.

4. мозг как макроструктура природной системы (из множества нейронов, связей и тд). Мозг как бы воздействует на сознание своим биохимическим состоянием. (Например: физический голод мозга приводит к изменению сознания).

5. космическое информационно-смысловое поле. Квантово -механическая природа мозга - мозг как космическая система, которая берет энергию из Вселенной. Мозг связан с биосферой планеты и Вселенной по двум каналам – энергетическим и информационным.

Источником индивидуального сознания являются не сами по себе идеи и не сам по себе мозг; источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

Происхождение сознания. Сущность сознания социальное. Но его формирование у человека предполагает наличие определенных биологических, в т.ч. и физиологических предпосылок. С. могло возникнуть только на уровне общества, а способность мыслить лишь при вступлении его во взаимосвязь с другими людьми, с возникновением общественных отношений, овладением миром культуры. Сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует.

Выделяют следующие моменты:

  1. в процессе биологической эволюции человека создаются предпосылки перехода к труду (прямая походка и т.п.)

  2. используются предметы труда

  3. простейшие трудовые навыки совершенствуют мозг

  4. потребность передать информацию

  5. возникает язык

Необходимость труда вызвала появление труда и органов речи. Труд оказал влияние на совершенствование органов чувств. Сознание это высшая форма отражения действительности, это результат длительного общественного исторического развития. Сознание это свойство высокоорганизованной материи.

Характеристики С.:

- оно универсально. Будучи высшей формой отражения, сознание способно адекватно отразить любые проявления бытия в мире. Даже чувственный уровень восприятия обеспечивается и контролируется сознанием. В результате «орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла»;

- сознание обеспечивает адекватное отражение бытия в мире. Таковым является образ отраженной действительности, объективный по своему содержанию;

- сознание является основой творчества. Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного воображения, создания проектов новой реальности;

- сознание опосредовано языком, что позволяет ориентироваться на чужой эмпирический опыт, а при необходимости подключать весь предшествующий опыт человечества. Чтобы понять значимость языка как одного из важнейших условий функционирования сознания, следует познакомиться с оригинальной работой;

- сознание социализировано. Его возможности как на уровне функции отражения, так и на уровне функции творчества формируются и изменяются под влиянием развития общества в целом. Человек XX века видит не только больше орла, но и больше человека античного мира. Благодаря наработанному опыту, современный человек обрел способность не только смотреть, но и видеть за феноменальным миром мир сущностный;

- сознание индивидуально, а стало быть, несет печать уникальности. Уже на уровне отражения в каждом отдельном случае возникает образ объективный по содержанию, но субъективный по восприятию;

- о сознании можно сказать, что оно мыслящее. Отталкиваясь от чувственного воображения, сознание поднимается до уровня мышления, в ходе которого осуществляется осознание и фиксация существенных связей отраженного объекта; творческое созидание новых идей, осмысление проблемных ситуаций и их разрешение. Мышление как высшая форма сознательного отражения бытия в мире является прерогативой человека.

Связь между языком и сознанием органическая. Их нельзя ни отрывать друг от друга, ни тем более противопоставлять, ибо язык и мысль (продукт мышления) соотносятся как форма и содержание, материальное и идеальное. Идеи не существует оторвано от языка. Язык участвует в процессе предметного восприятия, является основанием памяти, выступает как средство идентификации эмоций. Особенностями языка являются его пластичность и членораздельность, внутренняя расчлененность. Все это обеспечивает способность языка к анализу, его универсальность; быть средством создания отдельных образов, идеальных замыслов, быть инструментом приумножения культуры и освоения социального опыта.

Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.

Общественное сознание, его природа и структура

Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. Философия диалектического материализма так определяет ОС. ОС это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. ОБ это материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе.

ОС как духовная сторона исторического процесса выполняет две функции: функцию отражения ОБ, по отношению к которому оно является вторичным (причем между ОБ и ИС отсутствует жесткая связь), и вторая функция – активное обратное воздействие на общественное бытие.

Структура. ОС представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются ОС, и тогда мы говорим о его формах. Различные формы ОС отражают различные стороны действительности. Исторически первой формой ОС было моральное сознание. Оно также древне как и само общество ибо общество не может существовать если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения. В условиях первобытного общества возникают эстетическое и религиозное сознание. При переходе к классовому обществу возникают политическое и правосознание, а позднее, в связи с отделением труда умственного от физического – научное и философское сознание. Сегодня можно говорить о рождении экологической формы ОС. По социальным функциям можно все формы ОС условно разделить на те, в которых происходит духовно-практическое освоение социальной действительности (моральное, политическое и правовое) и духовное освоение всего окружающего мира (искусство, философия, религия).

Во вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества можно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание есть отражение ОБ отдельным человеком через призму конкретных условий его жизнедеятельности. ИС это своеобразный сплав общего (отражение характерных сторон ОБ данной исторической эпохи), особенного (отражение принадлежности его к данному классу, нации и т.д.) и единичного (индивидуальные черты личности). Взаимоотношения ОС и ИС носят диалектически противоречивый характер.С одной стороны, ИС проникнуто и, как правило, в массе своей организовано ОС, с другой стороны, содержание самого ОС имеет своим единственным источником ИС.

И, наконец, структура ОС может рассматриваться под углом зрения уровня глубины отражения ОС социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т.д.). Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Соотношение между ОП и И предопределено тем, что первая является эмоциональным, а вторая – рациональным уровнем ОС.

Важнейшие функции сознания.

- познания — верного, адекватного отражения действительности. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объ­ективного мира, получить нужную информацию о них. По­знание осуществляется в формах чувственного и рациональ­ного отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.

- функция оценки получаемой информа­ции.

- функция накопления знаний (аккумулятивную функцию).

- постановку цели. Опережая ход событий, человек строит модель «желаемого будущего» и определяет пути его дости­жения, то есть ставит цель и планирует свои действия.

- конструктивно-творческой функции, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового.

- функцию управления. Так как деятельность индивида как общественного существа требует общения личности с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, то сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи (коммуникативную функцию).

Классическая психология до Фрейда изучала явления сознания так, как они проявлялись у здорового человека. Фрейд как психопатолог, исследуя характер и причины неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая раньше никак не изучалась, но которая имела большое значение для жизнедеятельности человека – это бессознательное.

Открытие бессознательного, исследование его структуры, влияние на индивидуальную и общественную жизнь было главной заслугой Фрейда. Бессознательны, по Фрейду, многие наши желания и побуждения. Бессознательное довольно часто прорывается наружу в гипотетических состояниях, сновидениях, в каких-либо фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправильных движениях и т.д. Согласно Фрейду, психика человека представляет собой взаимодействие трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознательным.

Поэтому созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов. «Оно»– глубинный слой бессознательного влечения, основа деятельности индивидов, «Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и «внешним миром», в т.ч. природными и социальными институтами. «Сверх – «Я» - внутриличностная совесть, которая выполняет роль посредника между ними. «Сверх – «Я» является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди.

Глубинный слой человеческой психики (бессознательное), по мысли Фрейда, действует на основе природных инстинктов, «первичных влечений» с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве их основы Фрейд сначала рассматривал чисто сексуальные влечения. Позднее он заменил их более общим понятием «либидо», которое охватывало уже всю сферу человеческой любви, включая любовь родителей, дружбу и даже любовь к Родине. В конечном счете, Фрейд выдвинул гипотезу, по которой деятельность человека обусловлена наличием как биологических, так и социальных влечений, где главную роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и «инстинкт смерти» – тонатос.

Поскольку в удовлетворении своих влечений индивид сталкивается с внешней реальностью, которой противостоит невидимый «микромир» бессознательного в виде «Оно», в нем выделяется «Я» (сознание стремящееся обуздать бессознательные страсти и направить их в русло социально одобренного поведения и прибегающее к помощи «сверх – «Я». Фрейд, следовательно, не абсолютизировал силу бессознательного. Он признавал за человеком способность овладевать своими инстинктами и сознательно управлять ими в реальной жизни. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Фрейд преувеличивал роль либидо в формировании психики человека, сводил разнотипные и изменчивые отношения между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания к изначальному антагонизму сознания и бессознательного, универсализировал психоаналитические понятия, механически распространив их на сферу социальных явлений.