28. Логика и методология науки. Методы научного познания, их классификация.
Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает исследователя системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.
Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Последняя дословно означает «учение о методах». Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Методология – наука о методах получения знания и способов принятия этих методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать методологией познания.
Но только философия разрабатывает все вопросы сущности и структуры научного и вненаучного исследования, определяет основные принципы описания и объяснения деятельности, выявляет способы построения теорий и установление взаимодействий между ними. Собственно разработка логики научного познания-выявления формы и методов получения, оформления и проверки знания- делает соц.филосовскую методологию по этим своим возможностям прилагаемой к изучению самых разнообразных соц.объектах во всех научно- гомунитарных науках.
Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, то есть по широте применимости в процессе научного исследования.
Первую группу методов познания образуют общефилософские методы, которые имеют всеобщий характер. В истории познания их известно два: диалектический и метафизический. Метафизический метод в XIX веке начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.
Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, то есть имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения.
Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический, метатеоретический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие – только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) – как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т.д.) имеет свои специфические методы исследования.
При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, формализация, идеализация и т.д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области материального мира.
Частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через них. Например, всеобщий диалектический принцип развития проявился в биологии в виде открытого Ч. Дарвином естественно-исторического закона эволюции животных и растительных видов.
Формы и методы познания.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно–исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.
Уровни и формы познания. I. Чувственный (сенсорный) ур-нь связан с 1-й сигн. сист. и включает: 1) Ощущения 2) Восприятия 3) Представления 4) Воображение (фантазия) II. Рациональный (понятийный) уровень связан со 2-й сигн. сист. и включает: 1) Понятия 2) Высказывания 3) Суждения 4) Умозаключения
Виды познания: 1. Научное — основано на опыте и практич. проверке, рационально объясняет явления, стремится к объективной истине и осознает свои методы. 2. Обыденное — неспециализированное, поверхностное, но в основном рациональное; 3. Мистическое (в т. ч. оккультизм) — иррациональное, трудно проверяемое, претендует на прямую связь с абсолютом. Уровни познания: а) Эмпирическое = познание в чувственном контакте с предметом при вспомогат. роли мышления; б) Теоретическое = познание путем размышления, при вспомогат. роли чувств. опыта.
- 1. Основные концепции взаимоотношения философии и науки (редукционизм, антиинтеракционизм, диалектическая концепция) и их эволюция.
- 5. Классическая немецкая философия: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Смена первой научной картины мира.
- 4. Философия в системе культуры. Основные направления философии: материалализм и идеализм, их исторические разновидности. Субъективный идеализм Беркли и скептицизм (агностицизм) Юма.
- 2. Проблема статуса науки как особой сферы культуры. Три аспекта бытия науки: как системы знания, познавательной деятельности и социального института.
- 8. Практика как целеполагающая деятельность человека. Опредмечивание и распредмечивание. Отражение и творчество, открытие и изобретение. Сенсуализм, эмпиризм и рационализм о познавательном процессе.
- 9. Общие закономерности процесса научного познания в изменяющемся социокультурном контексте. Проблема классификации наук. Философия как наука о всеобщем.
- 10. Истина как проблема гносеологии и эпистемологии. Корреспондентская и когерентная теории истины. Критерии истинности знания. Познание и вера.
- 11. Социологический и культурологический подходы в философии науки. Наука в системе современной цивилизации. Проблема интернализма и экстернализма.
- 12. Традиционный и техногенный этапы цивилизационного развития и ценность науки.
- 13. Наука и религия. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
- 14. Место и роль человека в мире. Понятие мироотношения. Основные типы мироотношения: созерцательный, активистский и коэволюционный.
- 16. Коэволюционное мироотношение как условие решения глобальных проблем современности.
- 17. Проблема возникновения науки и основные этапы ее развития. Преднаука как обобщение практического опыта и наука как конструирование теоретических моделей: две стратегии порождения знания.
- 18. Становление первых форм теоретического знания в античности. Античная логика и математика. Средневековые университеты. Алхимия, астрономия и астрология.
- 19. Начало новоевропейской культуры и становление опытной науки. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (г. Галилей).
- 20. Господство человека в мире как центральная идея в философском мировоззрении начала Нового времени и разработка методологии научного исследования ф. Бэконом и р. Декартом.
- 22. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни; формы и методы эмпирического и теоретического знания, их языковая специфика.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности» факта.
- 24. Структура теоретического уровня знания. Гипотетико-дедуктивная модель построения научного знания, ее философские основания и современное значение.
- 26. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования как схемы методов деятельности. Мировоззренческие основания науки.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 28. Логика и методология науки. Методы научного познания, их классификация.
- 29. Рост научного знания и историческая изменчивость механизмов его порождения. Логика открытия и логика обоснования, их взаимосвязь.
- 30. Проблемная ситуация в науке: перерастание частных задач в проблемы и развитие оснований под влиянием новых теорий.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 38. Историческая смена типов научной рациональности и основные типы мироотношения. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Сциентизм и антисцнентизм. Наука и паранаука.
- 35. Особенности современного этапа развития науки и перспективы научно-тех-ническгого развития. Проблема прогресса/регресса человека.
- 33. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение мировоззренческих представлений.
- 32. Традиция и возникновение нового знания: их взаимодействие, Научная революция и перестройка основания наук.
- 31. Механизмы развития научных понятий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
- 27. Научная картина мира, ее исторические формы и функции как онтологии, формы систематизации знания, исследовательской программы.
- 23. Структура эмпирического уровня знания. Эксперимент и наблюдение. Применение приборов. Процедуры формирования факта как формы знания. Проблема теоретической «нагруженности факта».