logo search
История философии

Философия раннего нового времени (XVII век) общая характеристика

XVII век явился временем крупных перемен в истории человече­ского сообщества. Для Европы они прежде всего выразились в на­чале промышленной стадии развития и в осуществлении первых, буржуазных революций. На деле это означало становление нового типа общества, построенного на принципиально иных, по сравне­нию со средними веками, социально-экономических, политических и идейных основах. В политической сфере наступил расцвет классического абсолютизма и началось формирование конституционной мо­нархии. В духовной сфере происходило становление светского обра­зования и культуры, началась первая научная революция.

Философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой (математикой, механикой, физикой), а ее важнейшим объектом стала природа и источники знания, методы его получения и формы существования. Проблемы гносеологии (теории познания) пронизывали собой большинство философских систем того време­ни, а само знание рассматривалось прежде всего с точки зрения его практического, прикладного значения — как условие обретения че­ловеком власти над окружающим миром.

В связи с полемикой о природе и источниках достоверного зна­ния в XVII столетии сформировались два крупных философских тече­ния — эмпиризм (Ф.Бэкон и др.) и рационализм (Р.Декарт и др.). В последующем на волне развития промышленности и науки в евро­пейской философии сложилась устойчивая рационалистическая тра­диция с ее культом научного знания как «силы», важнейшего условия прогресса общества. Сам человек тоже трактовался в духе рациона­лизма как существо разумное, познающее и деятельное.

На философию XVII века огромное влияние оказало естество­знание того времени. Быстрое развитие таких точных наук, как ма­тематика, механика, физика и лидерство среди них механики приве­ли к формированию механицизма как специфического типа фило­софского мировоззрения. Механицизм полагает, что и мир, и чело­век — все это как бы сложные машины, устроенные и существующие по законам механики.

Несмотря на сильное влияние точного знания, в философии XVII века по-прежнему присутствовала идея Бога, да и сама нау­ка все еще находилась в плену весьма влиятельной теологии. Бо­лее того, в некоторых учениях (И.Ньютона и др.) Бог рассматри­вался как некий «серводвигатель», источник движения и разви­тия мира. Полагалось, однако, что после сотворения мир в по­следующем уже развивается по собственным законам. Такая точ­ка зрения в философии есть деизм.

XVII век не без оснований называют «веком гениев» в науке. Это и не­удивительно, ведь в то время в Европе был заложен фундамент новых ка­питалистических отношений. Данное обстоятельство способствовало по­вороту философии к теме государства и форм его устройства, прав и свобод человека. Сформировалось развитое юридическое мировоззрение, ядром которого стала идея естественных прав человека, якобы данных ему от рождения и неотчуждаемых никем.