logo search
Учебник философия -июнь 2011

3. Смысложизненная проблематика философской антропологии как аксиологическое основание социальной работы

Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того, чтобы жить? Эти вопросы - из числа «вечных» философских проблем. Эти же проблемы определяют и глубинный смысл социальной работы. Нетрудно видеть, что их решение предполагает рассмотрение человека не просто как биосоциального существа, а как носителя, прежде всего, социальных качеств, иными словами, предполагает выделение в человеке – личности.

Индивид и личность. Индивид – это человек, рассматриваемый в качестве единичного представителя человеческого рода. При таком подходе в понятии индивида не фиксируются какие-либо особенные или единичные свойства человека, поэтому по со­держанию оно является бедным, обезличенным.

Понятие «личность» выступает, прежде всего, как интегральная характеристика социальных качеств человека. Наиболее лаконичная характеристика социального различия между понятиями «человек» и «личность» заключена в утверждении, что каждая личность – человек, но не каждый человек – личность. Человека делает личностью его социальная индивидуаль­ность, т. е. совокупность характерных для него социальных качеств, его социальная самобытность.

Личность является объектом изучения многих наук: психологии, социологии, физиологии и многих других. С философской точки зрения основу личности составляет устойчивая совокупность её социально-значимых черт, проявляющаяся через активное участие в жизни общества и характеризующая конкретного индивида как члена социальной общности и общества в целом. Личность выступает как субъект общественных отношений, сознательной деятельности и об­щения людей.

Философское исследование личности предполагает выявление ее нравственно-духовной сущности. Компонентами этой сущности являются направленность ее сознания, лич­ностные ориентации, обусловленные ее ми­ровоззрением, нравственностью и ответственностью. Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Однако не случайно говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. В этом плане личность характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра.

Человек может давать себе какую угодно самооценку, но его действительные качества как личности обнаруживаются только в деле. Именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обна­руживается, как нелегко быть личностью, быть сво­бодным, быть честным, принципиальным и т. д. Поэтому ответст­венность является важнейшим атрибутом личности.

Процесс формирования и развития личности в философии нередко определяют как социализацию. Со­циализация — это процесс усвоения формирующейся личностью определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ей эффективно строить свою жизнедеятельность в системе конкретных общественных отношений.

Иными словами, личность есть результат социализации индивида. Глубокую философскую идею несет известный афоризм: «Личностью не рождаются, личностью становятся». Поскольку смысл со­циализации – в развитии, то личность – это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, за­стывшая в своем формировании, неизбежно деградирует. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид полностью подчинен чужой воле, так что не остается места свободе выбора и свободе действия.

При таком понимании становится очевидным глубокий гуманистический смысл социальной работы. Она выступает важнейшим фактором социализации (ресоциализации) для такой личности, которая в силу различных причин не способна реализовать этот процесс самостоятельно.

Таким образом, становление и развитие личности — это всегда итог, синтез и взаимодействие разнообразных факторов. При рождении индивид включается в систему семейно-бытовых отношений и становится человеком. По мере взросления и освоения системы социальных ценностей человек обретает возможность стать личностью. Не отрицая роли биологических факторов, следует все же признать определяющей в становлении и развитии личности совокупность социальных условий: воспитания, образования, влияния семьи и ближайшего социального окружения (микросреды).

Особую роль играет окружающая социальная среда (макросреда) – тот социальный, профессиональный, политический, духовный мир, в который оказывается включенной как сама личность, так и ее микросреда. Это мировоззренческие, политические, нравственные, политические, религиозные и другие ценности, которые непосредственным образом влияют на развитие личности. Общественный строй, уровень социального и экономического развития конкретного общества и государства выступают либо как необходимые условия для проявления возможностей и способностей личности, либо как совокупность преград для реализации таких возможностей и способностей.

Признавая существенную роль объективных факторов в процессе социализации личности, следует подчеркнуть особое значение самозидания, самовоспитания личности. В конечном итоге ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит на нем самом. Особое значение процесс самовоспитания имеет для становления личности социального работника, практическая деятельность которого связана с оказанием помощи людям, имеющим различного рода социальные ограничения. Подробно этот процесс рассматривается, например, Н.Б.Шмелевой202.

Для целенаправленного самовоспитания целесообразно представлять себе в общих чертах структуру личности. Один из вариантов представления структуры личности с точки зрения деятельностного подхода показан в таблице 1.

Компоненты структуры личности

Содержание компонентов

Мотивационный

Спектр мотивов конкретных видов деятельности, в частности мотивация профессиональной деятельности.

Ценностно-мировоззренческий

Мировоззрение человека.

Совокупность ценностей, значимых для конкретных видов деятельности.

Индивидуальное осмысление значимости труда.

Функционально-деятельностный

Совокупность социальных ролей и функций личности.

Система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность.

Познавательный

«Я»-образ человека.

Представление о себе, своих способностях и возможностях, социальном статусе.

Оценочно-волевой компонент

Самооценка и самовоспитание.

Желание быть понятым.

Стремление к повышению социального статуса, эффективной профессиональной деятельности.

Табл. 1. Структура личности.

В качестве одного из показателей развития ценностно-мировоззренческого компонента социально полноценной личности является ее обращение к проблемам смысла бытия (как личностного бытия человека, так и родового бытия человечества), ценности человеческой жизни.

Смысл и цель жизни. О необычайной сложности проблемы смысла жизни говорили и писали многие великие мыслители. «Одна тайна всегда останется для человека, - писал в свое время Лев Толстой, - только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это — тайна»203, — таков окончательный вывод Толстого.

Вопрос о смысле жизни приобретает для конкретной личности особую остроту тогда, когда, будучи не в силах переносить выпавшие на его долю тяготы и невзгоды, человек задумывается о добровольном уходе из жизни. К такому выводу может прийти, как правило, личность, мировоззрение которой носит пессимистический характер и основано на отрицательной оценке ценности человеческой жизни.

Существуют философские концепции, которые стремятся дать обоснование подобному подходу. В XIX в. самые пессимистичес­кие оценки жизни дали два немецких философа – Артур Шопенгауэр и Эдуард Гартман. Пессимизм — это философское направление, кото­рое в противоположность оптимизму рассматривает мир с отрица­тельной стороны, как безнадежно погрязший во зле и страдании, а жизнь человека определяет как бессмысленную.

Одно из первых выражений пессимизма дает библейский текст Екклезиаста. «И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все — суета и томле­ние духа, и нет от них пользы под солнцем!»204.

В XIX в. пессимистический взгляд на человека приобрел фи­лософскую направленность. По мнению Шопенгауэра, в основе мира заложена воля, стрем­ление к внешнему выражению. Человек проявляет волю в том случае, когда его потребнос­ти не обеспечены, и он вынужден действовать в поисках средств их удовлетворения. В свою очередь неудовлетворенность свидетель­ствует о напряжении и страдании.

Отсутствие страдания человек воспринимает как удовольствие, как добро. Но для мира, для человека существенно не то, что отсутству­ет, а то, что им присуще. Присущими же миру оказываются страдания, болезни, горести и мучения. Шопенгауэр предлагает подавление воли, отказ от желаний как лекарство от мирового зла. Мировое зло бессильно против тех, кто добровольно от­казывается от наслаждений, удовольствий, желаний. Идеалом для Шопенгауэра оказывается буддийское бесстрастие.

Другой представитель философского пессимизма - Э. Гартман - доказывал, что вера людей в счастье является ложной, поскольку в мире больше зла, чем радости, и его не переделать. В жизни люди ценят здоровье, молодость, семью, любовь и богатство. Но что они такое? Здоровье — это отсутствие болезни, молодость — отсутствие старости, семья — отсутствие холостяц­кой озабоченности и т.д. Таким образом, здоровье, молодость, семья, любовь и богатство — это всего лишь отрицательные сто­роны болезней, старческой немощи, холостяцкого одиночества, ненависти и бедности. Не удовольствие, а болезнь, не­мощь, одиночество, ненависть и материальная нужда являются подлинными хозяевами жизни. Так кому нужна такая жизнь? Жизнь, по Гартману, в ценностном отношении ниже небытия.

Шопенгауэр и Гартман своими трудами обратили вни­мание на необходимость отказа от абсолютизации тех ценностей, в которые верил буржуа в XIX веке, поскольку эти ценности оказались узкими. Однако это не значит, что жизнь имеет отрицательную ценность. Скептически относившийся к Шопен­гауэру как философу, М. Хайдеггер разъяснял, что философия не должна стоять на позициях обывателя, который «принимает свой сытый комфортик за мерило того, что мо­жет считаться обеспеченностью и соответственно необеспеченнос­тью»205.

Хайдеггер различает два вида пессимизма: «пессимизм от силы и как сила» и «пессимизм от слабости и как слабость»206. Пессимизм Шопенгауэра и Гартмана — это от слабости и как слабость, это абсолютизация признания бессмысленности чело­веческого бытия и никчемности жизни людей. Он в лучшем случае выражает духовный кризис потерявшего себя человека.

Пессимизм от силы и как силаотносительный пессимизм, — выражает собой состояние человека, знающего, во имя каких ценностей стоит жить и бороться и одновременно понимающего, что такая жизнь и борьба не могут завершиться абсолютным царством добра. Если победа и успех — светлая сторона человеческой деятельности, то риск, ошибки, заблуждения — это ее негативная сторона. И к ней следует относиться с полным сознанием как к существенной черте общественной жизни.

Таким образом, даже авторитетные философы разделяют пессимистические взгляды на смысл жизни человека и личности. Вместе с тем значительное число философских школ и направлений положительно решает вопрос о смысле жизни. В частности, можно встретить такие философские позиции:

Вместе с тем философия ХХ столетия выработала более широкий и ответственный взгляд на проблему смысла и ценности жизни, стержнем которого является идея гуманизма. Так, великий гуманист Альберт Швейцер (1875-1965) подчеркивал, что жизнь сама по себе является величайшей ценностью и ее смысл – в сохранении самой жизни. Каждого человека он рассматривал как «жизнь, желающую жить среди жизни». Позиция Швейцера позволяет занять однозначно отрицательное отношение к любым попыткам суицида. Попытки добровольного ухода из жизни следует рассматривать как признак слабости человека, неумение и нежелание решать проблемы, которые, нередко неожиданно и тяжело, встают перед личностью.

Человек, явившийся в жизнь по Божьей ли воле, по законам ли природы, самим своим появлением как раз и призван разрешать проблемы, возникающие в природе и обществе. Смысл существования в самом существовании, в самом бы­тии человека, и ценность его жизни — в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому.

Обоснованной представляется концепция тех философов, которые суть проблемы видят в феномене полноты жизни человека. Эта концепция является своеобразным развитием идеи положительного единства русского философа Вл. Соловьева. Человек в своей жизни объединяет истину, красоту и добро, поскольку не может ограничить свою жизнь лишь одной из трех сфер: познания, чувства, поступка. Разумеется, истина, красота и добро – это идеалы. Но именно эти идеалы достойны того, чтобы стать смыслом жизни, а стремление к ним в практической жизни человека позволит уменьшить социальную силу их антиподов: заблуждения (лжи), безобразного и зла. С такой точки зрения смысл жизни человека как раз и заключается в уменьшении количества зла в этом мире, в добросовестном служении профессиональному долгу. И что может быть гуманнее профессионального долга социального работника?

Актуальной задачей в современных условиях является профилактика суицида. Каждому из нас полезно помнить идею Достоевского о том, что без твердого представления себе, для чего жить, человек «не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы». Если человек замыкается только в себе и собственные, нередко достаточно мелкие проблемы поднимает на уровень проблем мировых, у него действительно могут опуститься руки и сформируется ощущение безысходности жизни. Однако если опираться на учение о социальной сущности человека, смысл его жизни представляется по-иному.

Ценности и смысл жизни человека. Каждый человек рождается и живет в определенной природной и социокультурной среде. Эта среда обитания человека содержит различные блага для удовлетворения его потребностей, интересов, склонностей и способностей. Свойство предметов и вещей окружающего мира удовлетворять необходимые потребности человека и общества называется ценностью. Иными словами, то, в чем нуждаются человек и общество, что способствует их жизнедеятельности, является ценностью (или обладает ею).

Существует философская теория ценностей – аксиология. Она изучает закономерности возникновения, изменения, накопления и потребления, распределения и классификации (иерархии) ценностей. Человеческие ценности многообразны. Они могут быть подразделены на природные и социальные, материальные и духовные, жизненно-необходимые и побочные, второстепенные. По сферам общественной жизни можно выделять социальные, экономические, политические и духовно-культурные ценности. Применительно к различным человеческим общностям различаются ценности общественные, социально-групповые, коллективные и индивидуальные. В духовной жизни человека и общества различают нравственные, эстетические, сакральные (религиозные), научные и другие ценности.

Роль ценностей в человеческой жизни состоит в том, что именно они выступают стимулами активности человека, мотивируют его деятельность. Человек живет и активно действует ради удовлетворения своих нужд и запросов посредством приобретения и потребления определенных ценностей. Значит, обретение ценностей придает смысл человеческой жизнедеятельности. Вот почему проблема ценностей непосредственно связана с проблемой смысла жизни человека. В наиболее общем понимании смысл жизни человека и состоит в том, как он живет, какую систему ценностей берет за основу для достижения своих целей и задач, удовлетворения своих потребностей и интересов.

У каждого человека постепенно складывается своя шкала смысложизненных ценностей, исходя из его приоритетных потребностей, склонностей, интересов, личных убеждений и взглядов, идеалов и принципов. Так, например, на наиболее частый при встрече вопрос «Как живешь?», каждый человек отвечает по-разному кратко. Один говорит, что живет хорошо – имеет квартиру, дачу, машину и хорошую зарплату. Второй тоже не жалуется на жизнь, но говорит, что имеет хорошую работу, прочную семью и растит хороших детей. Третий сходу начинает жаловаться на жизненные трудности и неудачи, которые он не может преодолеть. Четвертый сетует, что засиделся на старой должности и никак не может получить повышения по службе и т.д. и т.п. В каждом из приведенных ответов кроется свое, индивидуально-неповторимое представление о смысле жизни.

Известны позиции и ответы на вопрос о смысле жизни ряда исторических личностей, начиная с древних времен и кончая современностью. К примеру, в Древней Греции Сократу смысл жизни виделся в нравственном совершенствовании, Платону – в достижении мудрости. В Средние века господствующей позицией была верность Богу. Далее, Ф.Бэкон видел смысл жизни в накоплении знаний, Д.Дидро – в просвещении себя и людей, К.Маркс – в борьбе за переустройство человеческой жизни, В.И.Ленин – в подготовке и осуществлении социалистической революции, Л.Д.Троцкий - в осуществлении мировой революции, Сталин – в установлении, осуществлении и сохранении единоличной власти, Гитлер – в достижении Германией мирового господства, а Н.А.Бердяев – в сохранении свободной и творческой индивидуальности личности.

Обобщение теоретических источников свидетельствует, что наиболее распространенными вариантами решения проблемы смысла жизни выделяются следующие:

Само понятие «смысл жизни» возникло благодаря способности человека осмысливать, осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Поэтому определить смысл жизни можно, исходя из содержания тех вопросов, которые задает человек, ищущий смысл своей, собственной жизни: «Зачем, ради чего я живу? Как мне жить, чтобы моя жизнь приносила мне удовлетворение и была необходима для жизни других людей?». И в этом плане смысл жизни человека определяется как процесс и результат познания и практической реализации человеческого предназначения, объективной и личностной значимости, ценности его жизнедеятельности, как способность человека осмысливать свою жизнь и в соответствии с этим осмыслением регулировать собственное бытие.

В обретении, осознании и реализации смысла жизни каждым человеком особую роль играет взаимодействие целей и средств человеческой жизнедеятельности. В многообразии окружающих ценностей человек сам определяет их смысложизненную иерархию: ряд ценностей он избирает как целевые, ориентируясь на них как на идеалы и принципы жизни, а остальные ценности уже выступают как средства достижения намеченных целей. Истинность, правильность выбора и распределения ценностей определяет сам человек. Специфика обретения смысла жизни состоит в том, что его нельзя преподать человеку в готовом виде как моральный кодекс или правило этикета. К этому человек должен прийти своим умом, через свой выбор – поиск, сомнения, разочарования, переживания. Но это вовсе не означает, что каждый человек является высшим критерием правильности избранного смысла жизни.

В процессе обретения смысла жизни человеком также проявляется закономерное взаимодействие объективных условий и субъективных факторов. Человек ведь идет по жизни не на пустом, а на сформированном до него природном и социальном пространстве-времени, наполненном многообразными ценностями. Более того, сама жизнь, человеческая практика жизнедеятельности уже сформировала определенную матрицу смысложизненных ценностей, в рамках которой человек должен определиться, обрести свой смысл жизни.

Иерархия, классификация основных смысложизненных ценностей может быть представлена следующим образом.

  1. Жизнь человека. Высшей ценностью среди всего многообразия ценностей обладает сам человек и его жизнь. Жизнь человека – это то, что дано ему от Природы, от Бога, от Судьбы207. Она сама по себе – великое благо и счастье, дарованное сутью природного и социального бытия.

Уже с рождения, появившись на свет, человек приобретает естественные и неотъемлемые права – на жизнь, благополучие, здоровье, питание, одежду, жилье, а также на свободу, равенство, счастье и справедливость. Эта позиция, сформированная философами Просвещения, становится особо актуальной для нашего времени. Каждое общество, в зависимости от уровня его развития, создает необходимые условия для реализации естественно-жизненных прав и свобод человека. Тем самым общество подвигает каждого человека на положительный выбор при решении вопроса: жить или не жить, быть или не быть?

Следует, однако, иметь в виду, что жить – это не только первичное право, но и обязанность каждого человека. Право жизни исходно не обретено самим человеком, а даровано ему от Природы естественным путем. И ему остается лишь принять это право и продолжать идти по жизни, будучи удовлетворенным и благодарным своей человеческой Судьбе, несмотря на все трудности и сложности жизненных обстоятельств. Поэтому высший смысл жизни человека состоит в самой жизни, в положительном выборе между жизнью и смертью, бытием и небытием.

При любых жизненных обстоятельствах, трудностях и ударах судьбы человек должен делать выбор в сторону жизни. И ненормальным, ущербным, античеловечным считается иной выбор, который могут допустить отдельные люди. Искусственное лишение себя жизни всегда ненормально. Какими бы причинами оно ни оправдывалось, ему нет полного оправдания. Эта позиция заложена, в частности, в христианском вероучении. Самоубийц, к примеру, никогда не хоронили на христианских кладбищах.

При любых условиях человек обязан жить. Более того, надо не только жить, но и уметь радоваться жизни – этому великому божественному Дару.

Об умении радоваться жизни хорошо написала одна из самых лиричных российских поэтесс Людмила Татьяничева:

«Изведав горечь укоризны,

Обид, ошибок, мелких драм,

Учитесь радоваться жизни,

Её обыденным дарам

Рассвету, взлету журавленка,

Речушке, моющей пески,

Улыбке милого ребенка,

Пожатью дружеской руки.

Работе, сделанной как надо,

Дороге, чтобы вдаль влекла,

Летучей ласке снегопада,

Добру домашнего тепла...

В ракете или же сквозь призмы,

Приблизясь к солнечным мирам,

Спешите радоваться жизни,

Её обыденным дарам!»1.

Следует отметить, что в силу действия многообразных условий и предпосылок, обстоятельств и факторов каждый конкретный человек может занимать различные позиции в отношении бытия и небытия, жизни и т. д. В целом эти позиции могут быть биофильными (любовь к жизни), оптимистическими и некрофильными (любовь к смерти), пессимистическими. Вторая позиция встречается значительно реже, чем первая, но она имеет место у отдельных представителей молодого и старшего поколения, проявляясь в конечном итоге в форме суицида – самовольного ухода из жизни (самоубийства).

Единственно правильной и истинной, как уже отмечалось, является оптимистическая позиция биофильной ориентации, которая предполагает:

2. Истина, добро и красота как смысложизненные ориентиры. Определившись в самом главном вопросе смысла жизни и сделав безусловный положительный выбор, человек неизбежно задается другим важным вопросом: «Как жить?». Речь идет о том, какие ценности взять за основу в качестве смысложизненных, сквозных и определяющих среди всего многообразия существующих позиций, вариантов, идеалов и принципов? И здесь вновь человек определяется сам, однако практика человеческой жизнедеятельности уже наработала систему приоритетных смысложизненных ориентиров, без которых нормально прожить невозможно.

Первый ряд таких ориентиров занимают Истина, Добро и Красота.

Истина составляет конечный результат и ориентир познавательной деятельности человека. Как сознательное существо, человек не может жить без определенных знаний, которые должны быть истинными. Поэтому стремление к истине, правде всегда будет составлять смысл человеческой жизни. Категория добра выражает суть нравственной ориентации человека – жить и поступать на благо себе и другим людям. А понятие красоты объективно ориентирует человека на достижение совершенства в мыслях и действиях, гармонию формы и содержания, пропорциональность и симметричность, заложенные в человека самой природой.

Ф.М.Достоевский полагал, что мир спасет красота. Это верно и справедливо. Но еще вернее и справедливее будет сказать, что мир спасут истина, добро и красота каждого человека. В жизни они настолько взаимосвязаны, что в каждом красивом деянии человека всегда высвечивается истина и проявляется добро. В истине, добре и красоте выражаются вечные и нетленные идеалы человеческой жизни, которые не знают национальных границ и всегда совпадают с высшими целями и задачами общественного прогресса. Отсюда вытекает и объективно обусловленный выбор каждого человека – стремиться к истине в познании, проявлять добро в поведении и ориентироваться на прекрасное, творить красоту в жизни.

Каждый человек сам выбирает себе меру истинности, добра и красоты в мыслях и действиях. Если он отходит от истины, заблуждается, ведет себя неблагонамеренно и злобно, ориентируется на безобразное и низменное, то неизбежно приходит в противоречие с позицией окружающего его большинства людей и обществом в целом. Такой выбор возможен, имеет место в жизни отдельных людей, но в крайних своих проявлениях он антиобщественен, античеловечен, ненормален, ибо не возвышает человека и не способствует утверждению человеческой жизни как высшей ценности. Поэтому каждое общество выработало механизмы корректировки смысложизненных ориентаций людей – мораль и право, идеологию и общественную психологию, политику и правоохранительную деятельность государства.

Второй ряд смысложизненных ориентиров человека составляют Вера, Надежда, Любовь. Если ценности первого ряда являются по преимуществу общественными, то названные носят преимущественно индивидуально-личностный характер. Верить, надеяться и любить может не общество в целом, а каждый конкретный человек. В чем состоит смысл названных категорий и ценностей?

Категория веры дополняет познавательные механизма человеческой жизнедеятельности и восполняет недостатки рационального познания, постижения истины. Есть вещи и процессы, которые (по крайней мере, на нынешнем уровне развития познания) человеку познать не дано, и в которые он должен просто верить. Без веры, доверия, уверенности трудно жить человеку. Но личным делом каждого является, во что верить и как верить. Можно верить себе и другим людям, верить в Бога или не исповедовать никакой религии, доверять или не доверять себе и ближайшему окружению. Но вера в любой ее форме придает активность человеческой жизнедеятельности, наполняет жизнь человека еще более высоким смыслом.

Глубоким смыслом жизнь человека наполняет надежда. Человек живет не только прошлым, настоящим, но и будущим - надеждой на осуществление своих желаний, достижение поставленных целей и задач, реализацию своих духовных и физических сил. И если эти надежды не сбываются, человек начинает терять интерес к жизни, уверенность в себе и других, утрачивать обретенный ранее жизненный смысл. Потому в народе и говорят, что надежда умирает последней. Исчерпание и крушение всех надежд равносильно потере смысла жизни. Но если человек живет и действует, то ему всегда есть, на что надеяться.

Не менее глубоким смыслом наполняет жизнь человека любовь. Речь идет о любви в самом широком ее смысле и во всем богатстве ее человеческих проявлений. Любить – значит быть добрым и делать добро всем окружающим, вести себя благонамеренно, не приносить никому зла и страданий, проявлять чуткость, внимание, заботу по отношению к другим людям. В любви человека к Родине, родным и близким, друзьям и товарищам, другим людям заключается огромный созидательный потенциал. Правильно звучат слова одного из героев кинофильма «В бой идут одни старики»: «Ненависть всегда разрушает, созидает только любовь». Поэтому кто шире, вернее и глубже любит, тот активнее, плодотворнее и осмысленнее живет.

Наконец, третий ряд смысложизненных ценностей человека составляют свобода и ответственность, равенство и справедливость, достоинство и честь, личный и общественный долг. Названные идеалы и принципы человеческой жизни глубоко и всесторонне обоснованы этикой как наукой о морали. Одновременно они широко представлены на уровне массового, общественного сознания, поскольку постоянно находят свое проявление в жизни людей, каждого человека.

Люди постоянно стремились и будут стремиться к свободе и счастью, равенству и справедливости, защите своего достоинства и чести, исполнению личного и общественного долга. И в этом стремлении заключаются стимулы их активности, источники общественного прогресса. Чем глубже осознает человек рамки своих прав и свобод, полномочий и ответственности, меру равенства и справедливости, достоинства и чести, тем успешнее он реализует свое жизненное предназначение, свой личный и общественный долг.

Поэтому можно сказать так, что в конечном итоге смысл жизни каждого человека состоит в глубоком осознании своего предназначения и реализации общественного долга на основе жизненного благополучия, физического и духовного совершенства. Чем шире реализует человек свои возможности – биологические и социальные, физические и духовные, интеллектуальные и профессиональные, нравственные и эстетические, индивидуальные и общественные, - тем богаче и плодотворнее он живет, проявляет смысл своей жизни и выполняет свое жизненное предназначение.

Призвание, назначение всякого человека – всесторонне развивать свои способности, внести свой вклад в развитие общества, в прогресс культуры, в новое возрождение России. В этом заключается смысл и значение жизни отдельной личности. Но в этом же и смысл жизни всего общества применительно к каждой личности. Мера единства личного и общественного, степень совпадения интересов личности и общества различны на разных этапах истории. Вместе с тем становление демократического и гуманного общества как раз и характеризуется возрастающей степенью такого совпадения.

Великий гуманист Л.Н. Толстой отмечал, что разумный человек должен «установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по времени и пространству миру, понимая его как одно целое»208. Он считал, что именно отсюда человек выводит «руководство в своих поступках».

Краткие выводы. Рассмотрение философских проблем происхожде­ния и сущности человека выступает предметом философской антропо­логии. Различия в понимании сущности человека определяются типом философского мировоззрения.

Существенные отличия человека от высших животных определяются способом его жизнедеятельности, в основе которой лежит труд, и специфическим типом передачи алгоритмов поведения и деятельности, в основе которого лежит усвоение человеческой культуры. Эти особенности постепенно формировались в процессе антропосоциогенеза, продолжавшегося около 3,5 млн. лет.

Человек имеет двуединую - биосоциальную природу. Это определяется тем, что он, с одной стороны, является биологическим организмом, с другой стороны – выступает как продукт конкретных социальных отношений. Абсолютизация биологической стороны сущности человека выступает как биологизаторство, социальной стороны – как социологизаторство. Оба этих направления проявляются как метафизический разрыв двуединой сущности человека.

Индивид есть единичный представитель человеческого рода. Личность выступает как устойчивая система социально-значимых качеств индивида и характеризует его как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности.

Смысл существования человека — в самом его бы­тии, и ценность его жизни — в способности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому. Жизнь личности ценна ее стремлением к истине, красоте и добру. Смысл жизни и деятельности каждого человека – в добросовестном служении Отечеству, обществу, людям.