logo search
Ответы_Аллы

12. Традиционный и техногенный этапы цивилизационного развития и ценность науки.

Наука предполагает соотнесение с типом цивилизационного развития. Согласно класси­фикации А. Тойнби, выделяется 21 тип цивилизации. Общий подход предлагает разделение с учетом двух разновидностей: традиц. и техногенные.

Традиционное общество – общество, основанное на воспроизведении схем человеческой деятельности, форм общения, организации быта, культурных образцов. Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение, социальной связью, подчиняющей себе личностное развитие человеческих индивидов. Если пользоваться общепринятой теминологией, можно сказать, что Т.О. охватывает развитие и социальную эволюцию вплоть до начала развития индустриального общества.

Т.О. является отчасти «закрытым, «замкнутым» обществом, оберегающим нормы и стандарты своей культуры от воздействия и влияний со стороны других обществ и культуржи начинает утрачивать свои позиции по мере развития торговых, экономических контактов между странами, в ходе сождания универсальных средств общения, техники и технологий, отделяющий личные связи между людьми от их функций в процессах разделения деятельности.

Последние возникли в XVI—XVII вв. в связи с появлением в европейском регионе техногенных обществ. Некоторые традиционные общества были поглоще­ны техногенными, другие приобрели гибридные черты, эквилибри-руя между техногенными и традиционными ориентациями.

Культурная матрица техногенного развития проходит три стадии: предындустриальную, индустриальную, гЮСтиндустриальную. Важ­нейшей ее характеристикой, весьма понятн0й из самого названия, ста­новится развитие техники и технологии. Техногенный тип развития — это ускоренное изменение природной среды> соединенное с активной трансформацией социальных связей люде^. Считается, что техногенная цивилизация живет чуть более 300 лет. Она весьма агрессивна и приводит к гибели многих сакраментальных культурных традиций. Внешний мир превращается в арену деятельности человека. Диалог с естеством на основе принципа невмешательства – «увей» – прерывается.

В традиционном и техногенном обществах различны отношения и к проблеме автономии личности. В техногенном обществе она отстаи­вается, позволяет погружаться в самые разные социальные общности и культурные традиции. Человек понимается как активное деятельностное существо. Однако природа не может быть бездонным резер­вуаром для различного рода техногенных упражнений, поскольку че­ловеческая деятельность изначально представала в качестве одного ком­понента биосферы, но не ее доминанты.

Наука есть род деятельности, осуществляемый конкретными людьми – учеными. Основоположник социологии науки, американский исследователь Мертон при признании ведущей роли ученого-исследо­вателя предлагал различать многообразие его социальных ролей – учителя, администратора, эксперта и пр. Иногда науку даже определяют как то, что делают ученые. Последние же по большей части разобще­ны, одни из них работают в секретных и недоступных лабораториях, другие занимаются сложными вычислениями и доказательствами, все они пользуются языком, понятным только их коллегам. Вместе с тем на смену представления о том, что открытие так или иначе было бы совершено независимо от личностного вклада конкретного ученого, приходит ясное понимание того, что за теорией стоит личность опре­деленного ученого, философа или мыслителя.

Наука ориентируется на объективность, отстаивает свою нейтральность и считается свободной от ценностей. Для нее нет запретных тем, естествознание и эксперимент направлены на выявление общих законов и не могут быть оценены по ценностной шкале. Однако не все достижения науки могут быть приемлемы и общественно востребованы в современной мире.

Истоки идеи о науке, свободной от ценностей, восходят к Галилею, Бэкону и связаны с принятием автономности, беспристрастности и нейтральности науки. Наука, как социокультурный феномен, способствует укреплению могущества человеческого разума, преумножению социальных благ, направлена на рост благосостояния и благополучия общества. Но так ли благотворно научное воздействие на человека и окружающую среду и насколько вредоносны технологические приложения науки – вопрос чрезвычайно острый. Современные философы науки восставали против безличностно объектированного идеала науки.

Ценность понимается как качество отношения субъекта деятельности к результату своей деятельности. Ценности не сводятся только к морально-этическим императивам. Ценностью науки может стать доказательность, гармония, простота, эффективность и пр. Ценности способствуют усилению мотивации поступков и действий человека, они связаны с глубинными переживаниями значимости своей деятель­ности и поэтому ценностные установки накладывают свой отпечаток на процесс научного творчества. Важно подчеркнуть, что ценности могут играть как позитивную, так и негативную роль.

Существует специальная философская дисциплина, посвященная исследованию ценностей, – аксиология. В ней показано, что в многообразных контекстах человеческих отношений первостепенное значение имеют дихотомия «добро – зло», «полезное – вредное», «справедливое – несправедливое» и пр. Неустранимы ценностные аспекты и из сферы научного познания.

Получили распространение три подхода к пониманию сущности ценностей: 1) имеют субъективную природу и связаны с мировосприятием субъекта; 2) ценности объективны, так как указывают на позитивное значение результатов деятельности; 3) ценности выступают как абсолюты, имеющие надличностный, трансцендентальный характер и регулирующие взаимодействия людей. Ученые указывают на смысловое родство таких понятий, как ценность, стоимость и цена. Вместе с тем, ценность следует отличать от того, что приносит сиюминутную выгоду и связано только лишь с пользой.

Внутринаучные ценности выполняют ориентационную и регулирующую функции. К ним отнесены: методологические нормы и процедуры научного поиска; методика проведения экспериментов; оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования; этические императивы научного сообщества. Внутринаучные ценности задают не только теоретическое, но целостное, практически-духовное измерение отношений человека к миру. Внутринаучные ценности иногда называют когнитивными ценностями, модели которых проявляются в системе убеждений ученого. Иногда к когнитивной ценности относят опору на традицию или авторитет. Когнитивные ценности выступают основанием консолидации ученых в научном сообществе.

К внутринаучным ценностям относят: новое решение научной задачи, возникновение нового направления, адекватное описание, непротиворечивое объяснение, аргументированное доказательство и обоснование, логически упорядоченная система построения и организации знания, недопущение плагиата.

Принцип объективности всегда считался главной когнитивной ценностью. Он мыслился и как процедура, фиксирующая совпадение знания со своим объектом; и как процедура устранения из знания всего, что связано с субъектом и средствами его познавательной деятельности.

Продолжение к 7. Бытие, субстанция, материя и сознание. Философская проблема определения бытия. Виды и формы бытия как предмет философии и науки. Диалектика основных форм движения: принципы их соотношения. Типы и формы редукционизма в науке и философии. обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и неразрывно связано с материей. Сознание есть одно из свойств движ. материи, есть особое свойство высокоорг. материи. Это означает, что между созн. и материей сущ. и различие, и связь, и единство.

В труде развивалось сознание человека – наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности. Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок – все эти действия приводят к большей независимости человека от непосредственного влияния среды.

Категория «движение» – одна из старейших в философии. Факт движения был всегда очевиден: двигались предметы вокруг человека, двигался сам человек. В философии под движением принято понимать всякое изменение вообще, из чего следует, что движение – неотъемлемое свойство бытия и атрибут материи. Каждому структурному уровню материи присуща своя форма движения. Движение есть следствие взаимодействия вещей, явлений между собой: взаимодействие объектов неизменно вызывает изменения в каж­дом из них.

Выделяются движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное.

Движение материи:

Движение – единственный способ существования материи, ее атрибутивное качество. Мысль о том, что движение имеет абсолютный характер, не отрицает его относительности в том смысле, что изменение одного объекта можно зафиксировать лишь относительно другого объекта, и появление новых систем и свойств объектов можно за­метить только при сравнении с ранее существовавшими системами и свойствами.

Выделяют два типа движения, характеризующие направленность изменений: 1. от низшего к высшему, то есть прогресс (рост, познание); 2. от высшего к низшему, то есть регресс (старение, смерть, распад). Эти типы движения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Взаимосвязь форм движения материи такова, что каждая более высокая форма движения предполагает все низшие, но не сводится к этим «подчиненным» формам.

Существует зависимость между двумя свойствами материи – массой тела, которая характеризует меру инерции, устойчивости, и энер­гией, выражающей меру материального движения, изменяемости. Принцип сохранения материи и движения является наиболее фундаментальным свойством материи: материя и движение несотворимы и неуничтожимы, они лишь способны превращаться из одной формы в другую при строгом соблюдении законов сохранения массы, энергии, импульса и других свойств микрочастиц.

Движение также может быть: количественным – перенос материи и энергии в пространстве; качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств; качественным – самоизменение материи (делится на:динамическое и популяционное. Динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала прежних материальных форм. Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение – изменение может происходить как эволюционно, так и эмержментно (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя безучастия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — посто­янно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуации) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам: «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии — притока энергии из внешней среды — и затем развивается по динамическому типу;

• «диссипативная структура» распадается и гибнет — либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название «синергетика». Разработчиком синергетики был бельгийский философ русско­го происхождения И. Пригожий.