logo search
Философия - Шпоры / зима 2004-5 / зима 2004-5

70. Агностицизм (по работе Энгельса)

Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Ф. Энгельс "Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии".

"Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии" - произведение Энгельса, посвященное характеристике отношения марксистской философии к своим теоретическим источникам и содержащее очерк ее важнейших положений.

Характеризуя в "Л.Ф..." появление на исторической сцене французской философии 18 в. и классической немецкой философии, Энгельс говорит о философских революциях. В еще более глубоком смысле явился революцией процесс создания диалектического и исторического материализма Марксом и Энгельсом. Этот процесс включал в себя усвоение в новом синтезе всего ценного из наследия философской культуры и прежде всего ее высшего достижения - философии Гегеля.

Во 2-й главе Энгельс противопоставляет обывательскому утилитаристскому представлению о "материальном" и "материализме" научное, философское понятие о них. Философское понятие материализма формулируется как ответ на основной вопрос философии; различие же в решении этого вопроса составляет критерий классификации философских концепций. При этом Энгельс выделяет "две стороны" этого вопроса. С точки зрения марксизма, мышление способно, по выражению Энгельса, составлять верное отражение действительности. "На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия" (там же, с.283). Именно материалистически истолкованное тождество мышления и бытия определяет совпадение гносеологии, онтологии и логики в диалектике как "...науке об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления", ибо эти законы "...по сути дела тождественны..." (там же, с.302). Поэтому познающее мышление есть всегда движение понятий согласно логике самого предмета.

Доказательство предметной истинности знания и тем самым опровержение дуализма и агностицизма "...заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности" (там же, с.284). Здесь Энгельс отвлекается от других функций практики и от роли ее превращенных форм (отношения полезности и т.п.).

Обращая внимание на особенности материализма диалектического, Энгельс отмечает три ограниченности старого материализма:

1) механистичность;

2) метафизичность;

3) идеализм в понимании общества (см. там же, с.286-289). При этом надо учитывать, что главный недостаток предшествующего материализма - его созерцательность (см. "Тезисы о Фейербахе", "Немецкая идеология", Материализм). Энгельс называл Л.Бюхнера, К.Фохта и Я.Молешотта вульгарными материалистами за то, что они "... не вышли ни в чем за эти пределы учений своих учителей" (там же, с.288).

Марксизм провозгласил принципиально новое отношение между предметом философии и предметами остальных положительных наук. Оценивая открытие клетки, установление закона сохранения и превращения энергии и теорию Дарвина как "три великих открытия" (см. там же, с.288, а также с.303-304), Энгельс усмотрел в них начало усвоения диалектического метода мышления самими положительными науками. Поскольку такое усвоение совершается, оно избавляет философию от монополизирования задачи "...дать общую картину природы как связного целого" (там же, с. 304), т.к. науки становятся полноправными строительницами "системы мира". Теоретически развитые науки делают излишней особую, отдельную от них науку "о мире в целом", каковой ранее претендовала быть философия. Тем самым философии предоставляется возможность сосредоточить свое внимание на исследовании всеобщих характеристик действительности, на разработке диалектики как логики и теории научного познания (см. там же, с.316).

В очерке материалистического понимания истории (см. там же, с.305-316) марксизм противопоставляется домарксовским социологическим концепциям как впервые раскрывший материальные движущие силы, которые скрываются за идеальными побудительными силами (см. там же, с.307); рассматривая лишь общую независимость первых от вторых, Энгельс отвлекается от того, что и те и другие могут выступать еще и как якобы независимые от человеческой деятельности, от реального человека. Энгельс поясняет важнейшие положения марксистской теории классов и классовой борьбы, теории базиса и надстройки, анализирует классовый характер государства (см. там же, с.310).

В заключение Энгельс выражает веру в грядущий расцвет теоретической мысли, выступающей смело и решительно, без каких бы то ни было соображений "...о карьере, о наживе и о милостивом покровительстве"