logo search
Философия_1 / filosofia2 / Вступит в аспир по философии

4. Структура философского знания.

В соответствии с характером предмета Ф. выделяют след. крупные разделы Ф. знания:

Онтология – филос. учение о бытии. Важнейшие Ф. категории: материя и сознание, движение и развитие, пространство и время, необходимость и случайность, причина и следствие, необходимость и свобода – позволяют представить бытие человека и мира в наиболее существенных чертах.

Гносеология – Ф. учение о познании. Г. изучает такие проблемы как сущность познания, его предпосылки и возможности, формы, уровни и стадии познавательного процесса, сущность знания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Философская антропология – учение о человеке, исследующее происхождение человека, его отличительные черты и место в ряду других живых существ, биосоциальную природу человека. Важнейшие проблемы Ф. антропологии: бытие и сознание чел-ка, чел-к и личность, структура и формы сознания, детерминизм и свобода воли, сознательное и бессознательное, рациональное и эмоциональное в поведении чел-ка, смысл жизни, любовь и ненависть и т.д.

Социальная Ф. – раздел Ф. знания, ориентированный на познание и осмысление фундаментальных проблем общества и общественной жизни людей, социальной реальности как особой формы объективной реальности. Основное – проблемы возникновения и сущности чел-го общества, роль труда в коллективной жизни людей, функционирование различных классов, наций, народов. Проблемы общественных отношений, взаимоотношения общества и личности, социального развития, социальных изменений, эволюции общества.

Аксиология – Ф. учение о ценностях. Они обозначают некоторую меру значимости для чел-ка различных материальных и духовных объектов. Ф. ориентируется на то, чтобы понять природу ценностей, их место в системе общественных отношений. Ф. выясняет структуру и специфику ценностного сознания, ценностных ориентаций, их связь с общественными интересами и потребностями.

Это основные предметные области Ф. знания. Другие: логика, этика, эстетика. Также на стыке знаний: Ф. науки и техники, Ф. истории, Ф. политики, Ф. права, Ф. образования и т.д.

Также – Ф. науки. –резко возросла роль научного знания в жизнедеятельности общества и самого чел-ка. Наука стала частью социальных структур. ФН изучает проблемы научной деятельности по производству новых объективных и достоверных знаний. Её объект – наука как самостоятельная целостная система, ее структура, внутринаучные закономерности функционирования и развития. С 2005 г. – ИФН – учебный предмет.

История Ф. – история каждой науки есть неотъемлемая часть данной науки. ИФ не создает Ф. системы, она изучает то, что создали другие философы – их Ф. системы и идеи, влияние на общественное мнение своей страны и своего времени. Это Ф. , взятая в ее историческом движении.