43. Познавательные действия в современной науке
В условиях последнего десятилетия XX века проблему познавательного действия следует по сути дела рассматривать не в рамках исключительно системы "научное знание", а в комплексе единого процесса в более широкой системе "наука техника производство". В той или иной форме новые знания возникают на каждой из выделенных ступеней социального действия. В то же время наука в ее фундаментальной ипостаси человеческая деятельность, специально ориентированная на выработку нового знания. Тем самым оправдано несколько метафорическое ее понимание как "машины по производству знаний", как "искусства действования". С этой позиции эффективность функционирования науки определяется оптимальным определяется оптимальным для каждого конкретно-исторического этапа ее развития соотношением структурных компонентов "машины": эмпирического и теоретического уровней познавательной деятельности; познавательных средств и методов, целей; материально-технической базы; организации и методики исследований и т.д. Прогресс науки связан с интенсивным ростом экспериментальной, математической и концептуальной оснащенности познавательных действий. Революционирующее воздействие на научное познание оказывает электронно-вычислительная техника. Ее широкое применение в науке привело к качественному видоизменению эксперимента и во многих случаях к его автоматизации. Возрос объем эмпирической информации и резко сократились сроки ее первичной обработки. Значительно расширились возможности теоретического анализа посредством применения современной математики и развития компьютерной формы мышления как инструмента интеллектуального действия человека.
В развитии современной науки прослеживаются противоречивые тенденции. Речь идет об усиливающихся интеграционных процессах на фоне углубляющейся дифференциации исследовательской деятельности. Выделяются следующие основные направления интеграции научного знания: перенос идей и представлений из одной области знания в другую; эффективное использование понятийно-концептуального аппарата, методов и иных познавательных средств одних областей науки другими; формирование новых научных дисциплин "пограничного" типа на стыке известных ранее областей знания; сближение наук, различающихся своими предметными областями, прежде всего усиление взаимосвязи и взаимодействия общественных, естественных и технических наук; сближение научных дисциплин различных типов фундаментальных и прикладных, эмпирических и теоретических, высокоформализованных и описательных и т.д.; универсализация языка науки; выработка региональных и общенаучных форм и средств познания; усиление на основе углубляющейся диалектизации современного научного познания интегративной функции философии в исследовательской деятельности.
Происходят существенные изменения в соотношении практических и теоретических моментов в развитии современной науки. С одной стороны, в условиях научно-технической революции в самом исследовательском процессе возрастает роль собственно практических действий как специфических методов изучения явления. Создаются новые формы единства духовной и материальной деятельности. Качественно совершенствуется не только теоретический, но и научно-практический инструментарий исследования. В частности, функционирование ЭВМ выступает как особого рода практический процесс, выполняемый по заданию человека. С другой стороны, все настоятельнее ощущается ныне необходимость утверждения теоретической, подлинно научной основы самой практической деятельности общества. Это требует дальнейшего уточнения представлений о структуре исследовательских действий в современной науке. Имеет смысл, например, различение таких разновидностей их, как процедура и операция. Процедураакт духовно-логического,мысленного освоения познаваемого объекта. Операция практическое действие в научном поиске. В исследовательском процессе процедуры и операции взаимодополняют и предполагают друг друга. К процедурам научного исследования относятся методологический анализ, объяснение, логическое обоснование, построение гипотезы, мысленный эксперимент, экстраполяция, дискуссия, критика, идеализация и т.д. В качестве примеров научных операций можно рассматривать натурный эксперимент, наблюдение, моделирование (материальное), измерение, познавательные действия в системе "гноссеологический субъект компьютер" и т.д.
В общем случае эмпирические исследования предполагают операции с реальными объектами, теоретические понятийную деятельность. При расчленении познавательного цикла (целостного исследовательского действия в современной науке) прослеживается последовательный взаимопереход операций и процедур. Фрагменты эмпирии связаны с операциями по фиксированию фактов, их описанию, по верификации теоретических конструктивов. На уровне же теоретического познания осуществляются исследовательские процедуры объяснения фактов (каузальное, сущностное, системное и иные типы объяснения), построение гипотез и теорий, методология и "идеология" разработки новой техники.
- 1. Философия как форма общественного сознания
- Компоненты мировоззрения:
- 2. Философия в системе культуры
- 3. Функции философии
- 4. Древнеиндийская философия
- 5. Философия Древнего Китая
- 6. Особенности античной философии.
- 7. Философия раннего христианства
- 8.Философия средневековья
- 9. Философия эпохи Возрождения или Ренессанса
- 10. Особенности просветительской и общественно-политической мысли Беларуси 16–17ст.
- 11.Философия Нового времени.
- 12. Философия французских материалистов 18в.
- 13. Немецкая классическая философия
- 14.Марксизм и его исторические судьбы.
- 15. Позитивизм
- 17. Русская философия 19 – начала 20 века
- 18. Философия и синергетика
- 19. Экзистенциализм
- 20. Философский смысл проблемы бытия
- 21. Материя.
- 22. Единство материи и движения
- 23. Пространство и время.
- 24. Диалектика и метафизика
- 25.Разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.
- 26. Концепции детерминизма.
- 28. Основные законы развития.
- 29. Диалектическая логика и ее альтернативы
- 30. Философские концепции сознания
- 31. Основные этапы генезиса сознания Генезис (происхождение) и социальная сущность сознания.
- 32. Структура сознания
- 33. Сознание и язык
- 34. Общественное и индивидуальное сознание
- 35. Мир духовности
- 36. Структура познавательного действия.
- 37. Формы чувственного и логического познания
- 38. Практика
- 39. Философские концепции истины
- 40. Наука (????????????) §6 Научное познание
- 41. Структура научно-исследовательского действия
- 42. Формы научного знания
- 43. Познавательные действия в современной науке
- 44. Проблема человека в философии
- 46. Проблема человека в философии
- 47. Общество как объект философского анализа
- 48. Социальная философия
- 49. Сущность материалистического понимания истории (по работе Маркса)
- 50. Философия техники
- 51. Философия социальных действий (по работе Вебера)
- 52. Социальное действие ??????????????
- 53. Общественные отношения, соц. Действия и соц. Институты
- 55. Материальные процессы жизни общества
- 56. Соц. Статистика и соц. Динамика. Общественно-экон. Формация.
- 57. Материальные процессы жизни общества
- 58. Соц. Структуры
- 59. Государство
- 60. Гражданское общество и правовое государство.
- 61. Философия прав человека.
- 62. Современные политические процессы в рб
- 63. Духовная жизнь общества и общественное сознание
- 64. Культура. Понятие гуманизма.
- 65. Культура и цивилизация
- 66. Общественный прогресс
- 67. Нтр и перспективы
- 68. Современная информационно-техническая революция.
- 69. Диалектика и вульгарный эволюционизм (по работе Ленина)
- 70. Агностицизм (по работе Энгельса)
- 71. Человек как личность
- 72.Взаимосвязь философии и науки.
- 73. Реригия и философия.