Основные исторические формы позитивистской философии.
Одним из ведущих направлений философии XX в. является философия науки — совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное знание. Начальной версией философии науки стал позитивизм, сложившийся на протяжении первой половины XIX в. во Франции (О. Конт, 1798—1857) и Англии (Д. Миллъ, 1806—1873 и Г. Спенсер, 1820—1903). Главный тезис позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное («позитивное») знание о мире может быть получено лишь специальными, т. е. естественными науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты. «Уступить место» такому позитивному знанию должны все прежние умозрительные, туманные и бесплодные рассуждения дисциплин, которые до этого пытались привести в систему богатый эмпирический материал естествознания и обнаружить в нем всеобщие начала, принципы и законы бытия. Лишь позитивное знание, которое может быть непосредственно дано в опыте и результатах его логической обработки, удобно для практического применения и в первую очередь необходимо человеку. Свою концепцию науки О. Конт обосновал тремя основными законами: законом трех стадий, отражающим этапы человеческого познания мира. На первой, теологической, стадии человек объясняет мир с помощью сверхъестественных, или божественных сил. На второй, метафизической, стадии характерно объяснение мира с помощью неких первоначал и первосущностей (субстанций, идей и т. д.), которые лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам в непосредственном опыте. На третьей, позитивной, стадии развития познания наука фиксирует то, что открывается в опыте, формулирует законы как выражение связей между явлениями и старается дать ответ на вопрос «как?»; законом постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и назначение заключаются в том, чтобы «обуздать» неуемную творческую фантазию ученого, отвлечь его от умозрительных, не опирающихся на опыт размышлений; энциклопедическим законом, проявляющимся в классификации основных наук. О. Конт выделяет наиболее совершенные науки: математику, астрономию, физику, химию, физиологию. В этой классификации просматривается ориентация на естественно-научное знание. Эмпириокритицизм (философия «критического опыта»). Его основное содержание составили идеи, высказанные немецким философом Э. Лаосом (1837—1885), швейцарским философом Р. Авенариусом (1843—1896), австрийским физиком Э. Махом (1838—1916). Они разработали следующие главные принципы научного исследования: принцип «корреляции», или «координации», т. е. соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания, согласно которому научное знание зависит в своем содержании от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями; принцип критики опыта с целью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий; принцип экономии мышления — логическое продолжение принципа критики опыта; требует от ученого «экономии сообщения и понимания
- Вопросы к экзамену
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
- Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
- Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.
- Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- Философия и идеология в эпоху Просвещения.
- Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Основные принципы классической философии.
- Проблемное поле неклассической философии.
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Основные идеи феноменологии.
- Философская герменевтика.
- Структурализм и постструктурализм.
- Философия постмодернизма.
- Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
- Основные направления и типологические характеристики русской философии.
- Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
- Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
- Природа как объект философского и научного анализа, природа как среда обитания.
- Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосфера».
- Глобальные проблемы современности и экологические ценности современной цивилизации.
- Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
- Структура сознания. Сознание и самосознание.
- Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
- Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
- Понятие и основные функции науки, научное и вненаучное знание.
- Определение общества, общество как саморазвивающаяся система.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Феномен власти в жизни общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Основные типологии цивилизаций.
- Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- Культура как предмет философского анализа.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- Мораль как регулятор социального поведения.
- Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.