logo
Filosofia / Filosofia

Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Круг охватываемых вопросов, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки можно выделить предметную область философии, которая состоит из следующих проблем:                                                                       Первая философская тема — это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего. Поэтому философское познание начинается с вопросов о том, что собой представляет мир, в котором мы живем, как он возник, каковы его прошлое и будущее.                 Вторая— проблема человека и смысла существования его в мире. Еще древнегреческий философ Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей». Данная проблема связана с осмыслением комплекса мировоззренческих вопросов о статусе человека, смысле его жизни, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем. Третья— проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. В рамках данной проблемы сформировались два философских взгляда: материализм и идеализм. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи. Идеализм принимает за первичное сознание, дух, идею, мышление.                                                                                                                                            Четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей». Здесь огромный пласт вопросов, связанных с поиском идеальной модели общества, начиная от идеального государства Платона и Конфуция, заканчивая марксистской моделью гармоничного коммунистического общества. В рамках решения самых разнообразных проблем человека, погруженного в социум, возникла тема понимания человека человеком. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли. Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой, так как они взаимодополняют друг друга. Обобщая различные подходы к определению философии и проблемного поля ее исследования, отдельные мыслители по-разному трактовали этот вопрос. Аристотель делит философию на теоретическую (умозрительную), цель которой — знание ради знания; практическую, цель которой — знания ради деятельности; и творческую (поэтическую), цель которой знание ради творчества. Принципиальное значение для философии в ее самом высоком значении, как считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? В рамках рационалистического взгляда на мир, в частности, марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс акцентировал внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир. Поэтому основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию, который согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сторона — это вопрос о том, что является первичным дух или материя, материя или сознание. Философы разделились на два больших лагеря. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составляют идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, являются сторонниками материализма. … В структуре философского знания вначале выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, которые постепенно оформились в следующие разделы философского знания: -онтология — учение о бытии, первоначалах всего сущего, критериях, общих принципах и закономерностях существования; -гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности; -аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой; -праксеология — учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека; -антропология — философское учение о человеке; -социальная философия — раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории. Функции философии следующие:  методологическая — состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека;  кумулятивная — означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания, и формирование на этой основе общенаучной картины мира;  регулятивная — проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры;  логическая — состоит в разработке категорий и понятий аппарата научного мышления, который используется в ситуациях революционной смены исследовательских программ в науке для осмысления ее предмета, средств и методологического потенциала;  социально-критическая — становится особенно актуальной на переломных этапах общественного развития. В эпоху перемен ранее сложившиеся картины мира и системы ценностей перестают соответствовать потребностям общества в формировании новых видов, направлений и способов жизнедеятельности. В результате ряд проблемных ситуаций, обусловленных изменениями условий и образа жизни людей, остается неразрешенным. В таких условиях социально-критическая функция философии реализуется в следующих основных направлениях: 1) осуществление теоретического анализа причин возникающих проблем и критики наличной социальной действительности; 2) разработка новых идеалов общественного устройства, ценностных приоритетов социального и культурного развития; 3) выработка и рациональное обоснование новых систем, норм.