Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
Смысл проблемы источника исторического развития общества заключается в следующих вопросах: почему возможна историческая динамика общества? Что в обществе является объективным источником, порождающим исторические события и определяющим качественную смену его состояний? Мир соткан из противоположностей, свидетельствующих о его неоднородности и многообразии, между которыми существует постоянная борьба, т. е. противоречие — это одно из основных положений диалектики как концепции универсального развития. Общество также пронизано противоположностями, в качестве которых выступают отдельные люди, социальные общности и социальные институты с различными потребностями, интересами и целями. Следовательно, можно сделать естественный вывод о том, что источником общественного развития выступает социальное противоречие, борьба между субъектами исторического процесса за реализацию своих интересов и достижение поставленных целей посредством предпринимаемых социальных действий. Однако такой вывод оказывается далеко не очевидным для обществознания, о чем свидетельствуют три основные версии решения проблемы источника исторического процесса, представленные в теоретических концепциях социодинамики. Первая из них абсолютизирует роль социальных противоречий, придавая им глобальный и решающий характер в развитии общества единство противоположностей (понимаемое как равнодействие и равновесие, гармония субъектов исторического процесса) — относительно (временно, преходяще), борьба — абсолютна. Этот подход основывается на признании ведущей роли в обществе антагонистических отношений между субъектами истории, коренные интересы и цели которых в принципе несовместимы, и потому развитие социальных противоречий может идти только «по возрастающей» и разрешаться в острой, конфликтной форме. Реально этот подход получил теоретическое выражение в марксизме, который объясняет сущность исторического процесса как смены общественно-экономических формаций, субъектами которых выступают «основные классы» (рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетариат — буржуазия). Борьба между ними с объективной необходимостью ведет к социальной революции, означающей смену устоев общества, и к переходу к новой формации. Данный подход характерен также для получившей широкую известность концепции немецкого политолога К. Шмитта, рассматривающего политические процессы посредством противодействия «друзья — враги» и ряда других концепций, в которых мир предстает как биполярная реальность, а оценочные характеристики действующих сил дифференцируются на «черное и белое», «хорошее и плохое», т. е. являются радикальными. Не случайно политические, религиозные и экологические движения современности, разделяющие этот теоретический подход, отличаются бескомпромиссностью и радикализмом своих действий (исламский фундаментализм, антиглобализм, экологический экстремизм). Второе решение данной проблемы — связь источника развития общества с консолидацией и гармонизацией — единство противоположностей абсолютно, а борьба относительна. В XIX в. солидаризм получил развитие в концепциях О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. В ХХ в. его наиболее ярким выразителем стала школа структурного функционализма (Т. Парсонс). Г. Спенсер, являющийся одним из создателей социологии как науки, говорит о двух основных исторических типах общества — военном и промышленном, развитие которых определяется солидаристскими отношениями между составляющими их социальными общностями. Однако если в первом случае интеграция основана на принуждении к солидарности, то во втором — на добровольном согласии при осознании членами этих сообществ его прогрессивного значения. Т. Парсонс абсолютизирует состояние гармонии между подсистемами социума и рассматривает любой конфликт как дисфункцию т. е. нарушение стабильного существования общества и оценивается как неестественное и негативное явление. Третье решение данной проблемы основано на стремлении избежать крайностей в объяснении статуса социальных противоречий и порождаемых ими конфликтов, присущих первым двум вариантам — тотальности конфликта и полной бесконфликтности как естественных состояний динамики социума. Первые концептуальные разработки этого решения возникли в ХХ в. в рамках чикагской школы социальной экологии. Один из основателей этой школы Р. Парк характеризует социальный конфликт не как определяющий и результирующий момент общественного развития, а только как один, к тому же промежуточный, этап социального взаимодействия. Согласно Р. Парку, в социодинамике можно выделить четыре вида социальных взаимодействий, которые связаны временной последовательностью: соревнование (конкуренция) как форма борьбы за существование в обществе (1), способное перерастать в социальный конфликт (2), который благодаря ассимиляции (3), разрешается и сменяется приспособлением (4), означающим установление в обществе отношений сотрудничества и социального спокойствия. Таким образом, у Р. Парка социальный конфликт — частный случай социального взаимодействия, а целью общественного развития является гражданский мир. Концепция социального конфликта. Его представители (Р. Дарендорф, Л. Козер) утверждают то, что любое общество содержит элементы напряжения и потенциального конфликта, квалифицирует социальный конфликт как важнейшее звено социального взаимодействия, способствующее разрушению или укреплению социальных связей. Последнее обстоятельство зависит от типа общества. В «закрытых» обществах конфликты разделяют общество на две враждебные группы и, разрешаясь через революционное насилие, ведут к разрушению сложившихся социальных связей. В «открытых» (плюралистических) обществах им дают выход, а социальные институты оберегают стабильность социальной системы. Ценность конфликтов в «открытом» обществе заключается в предотвращении возможности окостенения социальной системы и открытии возможности для нововведений, инноваций. Немецкий социолог Р. Дарендорф утверждает то, что конфликты имеют универсальный характер, но конфликт конфликту — рознь. Давая развернутую характеристику различным типам конфликтов, он предостерегает против попыток подавлять конфликты, ибо будучи естественным для общества явлением, они обязательно проявят себя, но в более острой форме. Нужно контролировать и направлять их развитие, не давая возможности местному, локальному конфликту разрастись до глобального, всеобщего уровня, грозящего «взорвать» систему изнутри. Отслеживание и рациональная регуляция противоречий и конфликтов частного социально-группового характера является условием контролируемой эволюции, сохраняющей стабильность социальной системы в целом. Только в этом случае конфликты (и их разрешение) имеют позитивное значение и становятся одним из двигателей социального прогресса. Согласие же — нормальное состояние общества, в котором единство общих интересов, целей и, главное, социальных действий различных противоборствующих субъектов исторического процесса составляет источник общественного развития. Рассмотрение данной проблемы и различных ее решений позволяет уточнить некоторые аспекты еще одной проблемы общественно-исторической динамики, имеющей социально-философский смысл, — соотношения эволюции и революции в развитии общества. В литературе довольно часто их противопоставляют, связывая эволюцию с постепенными, в своей основе количественными изменениями, которые не ведут к качественному изменению всей системы, а революцию — с глубинными и коренными изменениями качества системы в целом.
- Вопросы к экзамену
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
- Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
- Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.
- Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- Философия и идеология в эпоху Просвещения.
- Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Основные принципы классической философии.
- Проблемное поле неклассической философии.
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Основные идеи феноменологии.
- Философская герменевтика.
- Структурализм и постструктурализм.
- Философия постмодернизма.
- Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
- Основные направления и типологические характеристики русской философии.
- Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
- Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
- Природа как объект философского и научного анализа, природа как среда обитания.
- Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосфера».
- Глобальные проблемы современности и экологические ценности современной цивилизации.
- Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
- Структура сознания. Сознание и самосознание.
- Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
- Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
- Понятие и основные функции науки, научное и вненаучное знание.
- Определение общества, общество как саморазвивающаяся система.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Феномен власти в жизни общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Основные типологии цивилизаций.
- Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- Культура как предмет философского анализа.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- Мораль как регулятор социального поведения.
- Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.