logo
Filosofia / Filosofia

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.

Термин «философия» впервые возник в Древней ГрецииК VI в. до н. э  (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже — «философия»., слово «философ» впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возникновение философии было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. .Философия отличается от других систем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции, — одаренность греческого народа, благоприятное географическое положение, исторические обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии. В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая — из науки.             Мифогенная концепция анализирует предысторию философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское, выводит философию из мифологии,. Однако с данной концепцией нельзя согласиться в том случае, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.   Гносеогенноя концепция показывается значение зачатков научного знания для философии,  выводит философию из науки, однако мифологию рассматривает как что-то лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности. Поэтому у истоков формирования философии стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Философия — знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира, не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самостоятельное, предельное. У истоков формирования философии стояла мифология, от которой философия унаследовала ее мировоззренческую схему, т. е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, его строении, положении человека в мире. Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, философия рассуждает на уровне рационального познания, судит обо всех известных людям вещах исходя из признания их общей непреходящей основы, для того чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления.