Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
В философии выделяют следующие основные концепции в осмыслении проблемы человека: 1) натурализаторская, где человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях; рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным; 2) концепция экзистенциализма, рассматривающая человека как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы. Протестуя против возможности навязывания человеку общих стандартов и ценностей, вне зависимости от их природного или социального характера, исследователь Ж.-П. Сартр писал, что у человека нет «природы». Его существование в мире — это всегда уникальный опыт свободы, посредством которой человек творит как внешний мир, так и самого себя; 3) концепция христианского персонализма, связанная с обоснованием значимости внутреннего духовного опыта и индивидуальной ответственности человека за осуществляемый им свободный выбор. Ценность отдельной личности в христианском персонализме обусловливается ее непосредственной соотнесенностью с Абсолютной Личностью, с Богом, «образом и подобием» которого она выступает. Божественное тем самым становится основанием для возвышения человеческого; 4) рационалистическая, в которой сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания. В отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планировать в соответствии с полученными знаниями свои действия. Разум — это начало, посредством которого наиболее радикально преодолевается естественно-природное в человеке; 6) социологизаторская, которую наиболее четко выразил К. Маркс, подчеркнув, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации. Таким образом, можно отметить то, что каждый из подходов делает акцент лишь один возможный срез человеческого бытия, зачастую игнорируя многомерность личности. Реальная истина о человеке, должна исходить из того, что человек — это одновременно природное, социальное, индивидуальное и творческое начало.
-
Научные и философские модели происхождения человека.
1) концепции креационизма (лат. сreatio — творение, создание) — исторически первой модели происхождения мира и человека, которая рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие»; 2) концепции эволюционизма, раскрывающей идею естественного происхождения человека из животного царства. В научном плане эволюционизм более интересен и последователен; сегодня выступает наиболее авторитетной версией происхождения человека науке и в философии. В современной науке возникновение первых человекообразных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между обезьяной и человеком, относится к периоду 5—8 млн лет назад. Биологически они уже отличались от остального животного мира рядом признаков: прямохождением, изменением руки и увеличением объема головного мозга. Вместе с тем закрепление и развитие этих признаков обусловливалось возникновением у человека особой формы адаптации — трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда становится сущностной характеристикой человека; 3) игровая концепция — ее автором считается нидерландский мыслитель Й. Хейзинга. Игра выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона; 4) психоаналитическая концепция антропогенеза З. Фрейда, где возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, основания которого составляют тотем и табу. Появление их стало следствием разыгравшейся в первобытном обществе «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода;. 5) семиотическая концепция, рассматривающая культуру как особую знаково-символическую реальность, основу которой составляет язык, выступающий универсальным посредником между человеком и миром, где элементы языка одновременно обозначают, т. е. наделяют значением, и замещают реальные объекты и процессы. Человек при этом воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком, определяющим как границы и свойства самой действительности, так и человека.
-
Проблема генезиса сознания, основные традиции анализа феномена сознания в философии.
Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить две основополагающие: 1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение, существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека, «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют следующие теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения: -теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи; -теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи; -теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю; -теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом; -теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи. 2. Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данного подхода обосновывают ее тем, что: -жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл; -инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные; -животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт; -многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания; -животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Данный подход был особенно распространен с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят его под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей. Поэтому можно считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.
- Вопросы к экзамену
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
- Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
- Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.
- Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- Философия и идеология в эпоху Просвещения.
- Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Основные принципы классической философии.
- Проблемное поле неклассической философии.
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Основные идеи феноменологии.
- Философская герменевтика.
- Структурализм и постструктурализм.
- Философия постмодернизма.
- Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
- Основные направления и типологические характеристики русской философии.
- Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
- Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
- Природа как объект философского и научного анализа, природа как среда обитания.
- Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосфера».
- Глобальные проблемы современности и экологические ценности современной цивилизации.
- Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
- Структура сознания. Сознание и самосознание.
- Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
- Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
- Понятие и основные функции науки, научное и вненаучное знание.
- Определение общества, общество как саморазвивающаяся система.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Феномен власти в жизни общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Основные типологии цивилизаций.
- Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- Культура как предмет философского анализа.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- Мораль как регулятор социального поведения.
- Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.