logo
Filosofia / Filosofia

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.

Человек получает все знания о мире, используя в первую очередь две стороны познавательного процесса — чувственное и рациональное познание. Чувственное познание реализуется в трех основных формах: 1) ощущение — фиксирующее отдельные свойства вещей или состояния человеческого организма (ощущения цвета, вкуса, боли и так далее); 2) восприятие — дающее целостную конкретно-наглядную картину предмета (образ яблока в нашем сознании); 3) представление — как бы чувственное воспоминание о вещи при отсутствии непосредственного контакта с ней (мы легко представим себе то же яблоко, даже не видя его). Чувственное познание, следовательно, дает образную картину нашего мира, обеспечивает нам первоначальную ориентацию в нем и приспособление к его реалиям. Эта картина во многом индивидуальна, зависит не только от познаваемых явлений, но и от субъекта, поэтому каждый из нас видит мир по-своему, хотя в этих субъективных изображениях есть, разумеется, и общезначимые элементы. Рациональное (логическое) познание реализует себя в трех формах: 1) понятие — обозначающее общие и существенные свойства определенной группы явлений (понятие «металл» фиксирует наличие специфических свойств у ряда химических элементов); 2) суждение — форма мысли, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается («медь — металл»); 3) умозаключение — состоит из взаимосвязанных суждений и некоторого вывода («Все металлы образуют катионы. Медь — металл, значит, она тоже образует положительно заряженный ион»). Выделение чувственного и логического познания в качестве самостоятельных гносеологических компонентов вовсе не означает их раздельного существования. Лишь в двух случаях чувственное познание генетически предшествует рациональному: в становлении человеческого общества и в индивидуальном формировании субъекта (ребенок в первые 2—3 года своей жизни лишь «чувствует» мир и только потом обретает умение осмысливать его). Во всех иных познавательных ситуациях, с которыми встречается уже сложившийся человек, они слиты воедино. Вместе с тем, как ни велики гносеологические потенции чувственного и логического познания, далеко не всегда предмет изучения «поддается» им. В этих ситуациях в философии часто говорят об еще одной стороне познавательной деятельности — иррациональном (от лат. неразумный, бессознательный) в познании. Под ним понимаются обычно познавательные акты, которые не могут быть сведены к нормам строгого логического мышления и не имеют до сих пор надежного научного объяснения. Сюда могут быть отнесены такие нетрадиционные способы приобретения знаний, как интеллектуальная интуиция, мистическое откровение, медитация и т.п. Все они предполагают некое внезапное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению земной или небесной истины. Так, интуиция предполагает непосредственное усмотрение чего-либо в качества истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного (В.С. Соловьев). Мы можем днями и неделями биться над решением какой-то житейской или познавательной проблемы и не находить его. И вдруг оно приходит кик бы само собой (и зачастую даже тогда, когда мы думаем совсем о другом), и мы понимаем, «видим», что надо поступить именно так, а не иначе, открываем ключ к разгадке мучившей нас тайны и т. д. Другой путь заключается в признании иррационального в самой реальности и бессилия обычного человеческого разума в традиционном познании этих явлений. Выход здесь зачастую видится в обращения к некоему «сверхрационализму», допускающему существование «единого органического разума — Логоса в субъекте и в объекте». Таким образом, познавательная деятельность человека есть циклическое движение от старого личностного знания к новому. В этом процессе взаимодействуют, работают сообща в практических и теоретических действиях субъекта самые разные компоненты познания. От их согласованности и степени развития во многом зависит успех познания.