Понятие и основные функции науки, научное и вненаучное знание.
Наука — деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. Наука зародилась в древности, благодаря Аристотелю, Архимеду, Евклиду и т. д. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, но даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI—XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей, так как становление и развитие индустриального общества без науки невозможно. В XVII в. возникли первые сообщества ученых, наука заявила о своих целях, сформулировала правила, которые должны выполнять те, кто посвящает себя исследовательской деятельности, за наукой закрепился ее самоценный статус. К концу XIX — началу XX в., появилась профессия научного работника и начал этап профессионализации научной деятельности. Рост научной информации, дисциплинарная организация науки поставили задачу специальной подготовки субъекта научной деятельности. Произошло соединение науки и образования, которое строилось как преподавание отдельных научных дисциплин. На этом этапе не только научное сообщество, но и общество в целом отчетливо осознавало экономическую эффективность науки, а прогресс общества во многом начинал связываться с внедрением научных знаний в производство. К середине XX в. наука все более напоминала большое производство, возникли научно-производственные комплексы, использовалось дорогостоящее оборудование, осуществлялось государственное финансирование научных проектов и т. д. В связи с развитием высоких технологий изменились формы трансляции знания, возникали новые формы коммуникации между учеными. На этом этапе изменились нормативно-ценностные ориентации научной деятельности, все отчетливее обозначилась проблема социальной ответственности ученого, а предвидение последствий внедрения научных результатов становилось социально необходимым. Взаимоотношение науки как социального института и общества имеют двухсторонний характер: наука получала поддержку со стороны общества, давая ему то, что полезно и необходимо для его прогрессивного развития. Наука — специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях. Наука, рассматриваемая как деятельность, предполагает вычленение структуры деятельности, в которой выделяются субъектная и предметная структуры. Субъектная структура включает субъекта деятельности, с его целями, ценностями, мировоззренческими ориентациями, знаниями операций деятельности, использующего определенные средства. Предметная структура есть взаимодействие средств с предметом деятельности (в качестве которого может выступать не только природа, но и человек, общество). В структуру деятельности включаются также ее результат, как опредмеченная цель. Результатом научного познания является научное знание. В зависимости от уровня научного познания (эмпирического или теоретического) знание может быть представлено в различных формах. Основные формы знания — факт и теория. Факт — событие (явление), которое имело место в определенном культурном пространстве; знание о том, что то или иное событие (явление) действительно состоялось. Теория — такая форма научного знания, которая представляет собой непротиворечивую систему идей, раскрывающую сущностные и закономерные связи действительности, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение. Основания каждой конкретной науки имеют достаточно сложную структуру. Можно выделить три главных составляющих блока оснований науки: 1) идеалы и нормы познания; которые выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия, какой тип продукта (знания) должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить это знание; 2) научную картину мира, которая складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки; 3) философские основания науки, активно участвующие в построении новых теорий, направляя перестройку нормативных структур науки и картин реальности. Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами жизни общества и отдельного человека, можно выделить три группы выполняемых ею социальных функций: 1) культурно-мировоззренческая; 2) наука как непосредственная производительная сила; 3) наука как социальная сила, связанная с тем, что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных проблем, возникающих в жизни общества. Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна группа функций — она начинает выступать и в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития. Наиболее ярко это проявляется в тех довольно многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие ученых как носителей специальных знаний и методов из разных областей.
- Вопросы к экзамену
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
- Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
- Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.
- Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- Философия и идеология в эпоху Просвещения.
- Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Основные принципы классической философии.
- Проблемное поле неклассической философии.
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Основные идеи феноменологии.
- Философская герменевтика.
- Структурализм и постструктурализм.
- Философия постмодернизма.
- Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
- Основные направления и типологические характеристики русской философии.
- Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
- Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
- Природа как объект философского и научного анализа, природа как среда обитания.
- Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосфера».
- Глобальные проблемы современности и экологические ценности современной цивилизации.
- Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
- Структура сознания. Сознание и самосознание.
- Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
- Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
- Понятие и основные функции науки, научное и вненаучное знание.
- Определение общества, общество как саморазвивающаяся система.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Феномен власти в жизни общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Основные типологии цивилизаций.
- Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- Культура как предмет философского анализа.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- Мораль как регулятор социального поведения.
- Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.