Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
Источником возникновения греческой философии послужила мифология, прежде всего, мифы, повествующие о происхождении богов. Из мифов первые греческие философы заимствовали представления о мире, идею эволюции мира в сторону большей упорядоченности, мотив периодической гибели и нового рождения мира. Для философских воззрений греков характерна уверенность в том, что окружающий мир — гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря естественному порядку, определенному принципу сотворения мира, познается разумом, который должен быть главным «авторитетом» в решении человеческих проблем. Возникновение философии в Древней Греции связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общества, для которого характерна демократия, предполагающая принятие решений на основе свободного и равноправного обсуждения общих проблем. Ранних греческих философов обычно называют натурфилософами, так как важнейшим для них был вопрос о первоначалах мира. Теперь рассмотрим основные философские школы и мыслителей, которые исследовали вопрос о первоначалах мира. Милетская школа была первой философской школой Древней Греции (г. Милет, VI в. до н. э.). Ее основатель Фалес (625—547 гг. до н. э.) сформировал свою космологическую концепцию которая сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды; 2) земля плавает на воде; 3) все в мире одушевлено, или «полно богов». Фалес был первым греком, начавшим доказывать геометрические теоремы. У философа и его последователей стала формироваться геометрическая картина мира. Анаксимандр (610—547 гг. до н. э.) — второй представитель милетской школы. Свое учение он изложил в книге, которая является первым в истории греческой мысли научным сочинением. Источником всего сущего Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, которое он называл «божественным», утверждая, что оно «всем управляет». Возникновение мира Анаксимандр представлял как борьбу тепла и холода. Последний крупный представитель милетской школы — Анаксимен (585—525 гг. до н. э.), ученик Анаксимандра. В качестве материального первоначала предложил воздух — самую бескачественную из всех материальных стихий, прозрачную и невидимую субстанцию, которую трудно увидеть. Воздух не имеет цвета и обычных телесных качеств. Однако именно он есть качественное первоначало, наполненное философским содержанием. Из него, благодаря разрежению, возникает огонь, а благодаря сгущению — ветер, облака, вода, земля и камни. Пифагорейская школа сыграла огромную роль в формировании греческой философии. Ее основателем считается философ Пифагор (570—500 гг. до н. э.). Члены пифагорейского союза занимались улучшением своих умственных способностей, памяти, учились умению слушать и наблюдать. Превыше всего они ценили созерцательный образ жизни мудреца, верили в переселение душ. Философской основой пифагореизма является учение о числе. Пифагорейцы полагали, что «все есть число». Числа рассматривались как принципы, причины и структуры вещей, упорядоченные множества, образы, по которым бог творил мир. Таким образом, числа у пифагорейцев понимались как принципы строения мира и вещей.Гераклит из Эфеса (544—483 гг. до н. э.) философствовал обособленно от школ. Он стал основателем первой исторической или первоначальной формы диалектики. В его учении важнейшим понятием является «логос», обозначающий естественный порядок, закон, незримо правящий всем мирозданием. Важнейшая идея Гераклита — идея борьбы и единства противоположностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса. Противоположно направленные силы образуют напряженное состояние, которым и определяется внутренняя гармония вещей. Вторая важнейшая идея Гераклита — идея становления, безостановочной изменчивости вещей, их текучести. В сознание последующих поколений Гераклит вошел как философ, утверждавший, что «все течет», все изменяется. Элейская философская школа — еще одна школа ранней греческой философии. Она получила название от города Элея на юге Италии. Существовала в VI—V вв. до н. э. Главные ее представители — Парменид и Зенон. Парменид Элейский ( род. около 540 г. до н. э.) — основатель элейской школы. Он первым в истории философии провел принципиальное различие между мышлением и чувственностью и, соответственно, между миром, каким он открывается рациональному мышлению, и миром, каким он выглядит в чувственном восприятии. Парменид впервые попытался доказывать философские тезисы, до него мудрецы только проповедовали «истину», используя аналогии и метафоры. Его философские рассуждения строятся вокруг понятия бытия и противостоящего ему понятия небытия. Зенон (490—430 гг. до н. э.), ближайший ученик Парменида, написал книгу, которая не содержала собственной концепции строения мира, но представляла собой ряд задач, цель которых состояла в защите учения Парменида. Зенон разбирал тезисы противников Парменида и показывал, что все эти тезисы приводят к логическим противоречиям. Эмпедокл (490—430 гг. до н. э.) считал, что все вещи находятся в постоянном движении и развитии, однако элементы, из которых они состоят, неизменны. Он учил, что основу всего сущего составляют четыре элемента, которые он называл «корнями всех вещей»: огонь, воздух, вода и земля. Эмпедокл выдвинул идею эволюционного происхождения растений и животных, предвосхитившую дарвиновскую теорию естественного отбора.
- Вопросы к экзамену
- Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
- Понятие мировоззрения, его структура и основные функции.
- Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
- Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.
- Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.
- Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал.
- Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.
- Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков.
- Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре.
- Философия и идеология в эпоху Просвещения.
- Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли.
- Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве с. Кьеркегора, ф. Ницше.
- Основные черты марксистской философии.
- Основные принципы классической философии.
- Проблемное поле неклассической философии.
- Основные исторические формы позитивистской философии.
- Религиозная философия: неотомизм.
- Философские концепции экзистенциализма.
- Основные идеи феноменологии.
- Философская герменевтика.
- Структурализм и постструктурализм.
- Философия постмодернизма.
- Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
- Основные направления и типологические характеристики русской философии.
- Диалектика как философская теория развития, ее основные принципы и законы.
- Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.
- Природа как объект философского и научного анализа, природа как среда обитания.
- Биосфера, ее структура, закономерности функционирования и развития. Понятие «ноосфера».
- Глобальные проблемы современности и экологические ценности современной цивилизации.
- Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.
- Структура сознания. Сознание и самосознание.
- Специфика и основные характеристики познавательного отношения человека к миру.
- Структура и основные характеристики познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания.
- Понятие и основные функции науки, научное и вненаучное знание.
- Определение общества, общество как саморазвивающаяся система.
- Социальная структура общества. Типы социальных структур.
- Феномен власти в жизни общества.
- Государство как важнейший компонент политической организации общества.
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- Понятие цивилизации. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
- Основные типологии цивилизаций.
- Глобализация как предмет социально-философского анализа.
- Культура как предмет философского анализа.
- Религия как форма духовного освоения реальности.
- Мораль как регулятор социального поведения.
- Понятие личности. Свобода личности и ответственность. Личность и общество.