logo
Filosofia / Filosofia

Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии.

Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине 2-го тысячелетия до н. э. Веды представляют собой сборники текстов — фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами). Состоят из четырех отдельных корпусов: «Ригведы» (сборника гимнов), «Самаведы» (сборника песнопений), «Яджурведы» (сборника жертвенных формул), «Атхарваведы» (сборника заклинаний). В конце 2-го тысячелетия до н. э. появляются «Упанишады» (букв. — сидеть у ног учителя) — собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания, в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий. Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из «Упанишад» основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости. В сборнике формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана, учение о карме (судьба) и перерождении. Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман — «мировая душа» (идентичен индивидуальной человеческой душе). Подлинная цель человеческой жизни — в уничтожении причин, которые препятствуют освобождению атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Сансара — цепь зависимых перерождений, которые определяются кармой, т. е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека. С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные системы мысли (астика), признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы мысли (настика), отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем — нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса. Неортодоксальные учения индийской классической философии: джайнизм, буддизм. Учение джайнизма (с санскр. джина — победитель) — религиозно-философское учение, которое возникло в VI в. до н. э. Зародилось в русле «аскетов» или «странствующих отшельников». Представители данного учения утверждают, что материя и дух — два извечно существующих начала. Джайнизм отдает предпочтение духу. Носителями жизни джайнизм считает души отдельных людей. Поэтому душ столько, сколько живых существ, причем душа есть и у неодушевленных предметов. Большое значение джайны придают ахимсе — непричинению вреда живым существам. Признавая в человеке две сущности: материальную (тело) и духовную (душу), они считают, что тело лишь оболочка для души и оно смертно, а душа вечна и поочередно переходит из одного тела в другое. При этом может развиваться и изменяться. Страсти и желания человека во всех предыдущих его существованиях держат душу «в оковах», и для достижения блаженства человек должен путем лишений и праведной жизни освободить ее. Джайны считают, что не всякая жизнь есть страдание и зло, таковой является лишь дурная жизнь. Философия буддизма (1-е тысячелетие до н. э.) — религиозно-философское учение, первая по времени возникновения мировая религия и поэтому самая древняя (наряду с христианством и исламом). Основатель индийский принц Сиддхартха Гаутама (567—488 гг. до н. э.) — Будда (с санскрата — просветленный). Буддизм формируется на основе положений, высказанных этим мыслителем. Будда считал категорической лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека — это то, что они основаны на страдании. Страдание — конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения — четыре «благородные истины». Первая — «истина страдания», т. е. истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесное и душевное существование человека. Вторая истина «истина возникновения страдания», исходящая из того, что страдание обусловлено желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Поэтому страдание — рождение, старость, болезни, смерть. Это соединение с тем, что нежеланно, разъединение с тем, что желанно, недостижение всего, чего хочешь достичь. Третья истина «истина прекращения страдания», т. е. страдание можно прекратить, освободившись от желания. Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождения от страданий — нирваны (с санскрита успокоение, угасание) — состояние отрешенности от жизни и ненарушимого покоя, выступающее в качестве конечной цели и «спасения» человека. Четвертая истина — «истина пути», т. е. путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от осознания иллюзорности собственного «я» через милосердные деяния, совершенствование в нравственности, медитацию, позволяющую достичь состояния просветления (бодхи), к нирване. В идеале все это исполнимо лишь в отречении от мира как полный отказ от убийства, лжи, воровства, употребления алкогольных напитков, участия в развлечениях, использования денег. Классические ортодоксальные системы возникают в результате споров с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира. Ньяйя («вхождение в предмет») — философская школа, основанная брахманом Гаутамой в III в. до н. э., сходна с западной логикой. Изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, занимавшегося систематическим философствованием. Данное учение исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает всякое знание как раскрытие реальности. По природе своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. Познание может быть правильным и неправильным. Задача учения — ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания. Вайшешика («философия различий»), созданная мыслителем Канадой (III в. до н. э.), — философская система, родственная ньяйя. Вступая в полемику с буддизмом, исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы — классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них. Школа «Йога» (с санскр. joga — связь, единение, метод, усилие) в широком смысле — религиозно-философское учение Востока, целью которого является достижение освобождения духа (Мокша, Нирвана). В узком смысле — одна из шести экзотерических школ древнеиндийской философии. В основе методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального мира. Йога — это упорядоченная методика, направленная на разрыв связей между духом и телом. Охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обращены на понимание. Таким образом, особенности индийской философии связаны со специфическим пониманием места человека в мире. Идеалом человеческой жизни в этой традиции выступает нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир.