logo
Filosofia / Filosofia

Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.

В развитии китайской философии выделяют следующие периоды: 1) протофилософский, который относится к эпохе Западного Чжоу (XII—VIII вв. до н. э.), — период зарождения философских представлений, когда происходило бурное развитие письменности, складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Книга истории» (Шу цзин), «Книга песен» (Ши цзин); «Книга перемен» (И цзин), из которой в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая. В эту эпоху сложился культ предков и культ поклонения Небу — всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка Поднебесной; 2) натурфилософский — эпоха Восточного Чжоу (VIII—VI вв. до н. э.), когда возникли первые философские учения. Оформилась важнейшая идея древнекитайской философии — идея перемен (последовательности перемен, их ритмичности и направленности); сложилось учение о женском и мужском началах, которое объяснялось взаимопревращениями этих двух противоположных начал и круговоротом жизненной энергии; 3) «золотой век китайской философии». Это произошло в эпоху Чжаньго, или «Сражающихся царств» (VI—III вв. до н. э.). Сформировались более ста философских школ, выделяют важнейшие из них: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу и школу имен; 4) период кризиса классической древнекитайской философии, связанный с правлением деспотической империи Цинь (221—207 гг. до н. э.), во время которой была установлена цензура, и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты; 5) возрождение древнекитайской философии, которое приходилось на период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), когда был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология, предопределившая традиционный характер развития Китая на протяжении двух тысячелетий. Специфика древнекитайской цивилизации влияла на особенности китайской философской традиции. Развитие китайской философии нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова особенно сильно зависит от контекста. При помощи китайского письма удобно выражать комплекс идей, но зато намного сложнее выстраивать цепочки выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка. Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, в частности, к идеологическому влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества. Многие из них в тот или иной период жизни становились советниками императора, получали должности в аппарате древнекитайского государства. В результате ценностные ориентации китайского философа часто совпадали со статусными ориентациями государственного чиновника, что, в свою очередь, поддерживало и укрепляло консервативный характер философствования в Китае.