logo search
Istoria_filosofii_dlya_bakalavrov

Немецкая классическая философия

Основные представители немецкой классической философии: И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах.

Свое название их философия получила, во-первых, благодаря национальному своеобразию, во-вторых, за классическое понимание философии, восходящее к представлениям о философии ее созидателей Платона и Аристотеля. Все те, кого объединяет эта школа, стремились выстроить законченные философские системы, включающие все части: онтологию, гносеологию, учение о человеке и обществе. Они полагали, что завершенность системы есть признак ее совершенства. Одни при этом начинали с критики прежних взглядов на сознание как познавательную деятельность, другие непосредственно с онтологии – учение о бытии. Общим для всех надо признать понимание знания в строительстве философского мировоззрения категорий – наиболее общих понятий. Категории позволяют связать реальные знания в общую систему.

Начинается немецкая классическая философия с исследований И. Канта (1724-1804).

В творчестве этого философа и ученого выделяются два периода: «докритический» (до 1770 г.) и «критический». Кант всегда относился к процессу познания критически, иначе он не был бы выдающимся ученым. (Познакомьтесь с научными открытиями И.Канта.) Но до второй половины 1770-х годов его критичность носила традиционный характер – сомневаться до тех пор, пока нет достаточных доказательств истинности.

Научная деятельность Канта была плодотворной и многих бы устроила, только не самого ученого. В ученом И. Канте изначально жил философ, который не позволял ученому удовлетворяться достигнутым. Требовал исследовать наряду с явлениями природы, процесс познания. Почему на кухне набор ножей, а на столе – различные инструменты для еды? Все это не вдруг появилось. Сперва были примитивные нож и ложка. Изучая их возможности, разумеется, стихийно, наши предки задумывали и изобретали, что возможности эти ограничены. Тогда вставал очередной вопрос – насколько?

Тем же путем развивалось, по-видимому, и осознание процесса познания Канта. Однажды маститый ученый пришел к заключению: прежде чем размышлять о том, смогу или нет я познать какое-то явление, мне необходимо исследовать свою способность познавать. Она неограниченна, или существуют пределы познания, выйти за которые человеку не дано? Подтолкнула к подобному необычному для Просвещения шагу Канта научная деятельность и концепции некоторых предшественников – философов, в частности, Д. Юма.

Суд над познавательной способностью сознания нашел выражение в классических трудах Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Приговор Канта категоричен: познание имеет пределы. Достоверное знание сущностей невозможно.

В онтологии И. Кант занимает материалистические позиции. Он признает существование вещей вне сознания. Но именно это признание и стало отправной точкой абсолютизации отношений сознания и предметного мира. Кант различал «вещи в себе», т.е. существующие сами по себе, независимо от нас, и «вещи для нас». Первые нам истинно не ведомы. Познание ограниченно знанием «вещей для нас», т.е. того, что дано в наших чувствах. Мир «вещей в себе» – сущностей – вне зоны действия познавательной способности человека, он находится по ту сторону – транс-цендентален. По существу, Кант разделил непроходимой стеной материальный мир и человеческое сознание. Последнее должно исследовать логику собственного развития, ибо логика движения мира вещей ему не доступна. Максимум мы можем рассчитывать на познание чувственного опыта. Следуя такому пониманию, Кант вынужден был признать существование доопытных знаний – врожденных идей, помогающих связать чувственные данные в картину реальности. Знания, полученные в опыте, в философии называют апостериорными, доопытные – априорными.

Разделение мира на «мир вещей в себе» и «вещей для нас» – идея, по сути не новая, удвоение мира мы встречали у Платона, скептиков. Сравните концепцию И. Канта с взглядами предшественников.

Широко известно учение И. Канта о нравственности. Оно показывает немецкого философа как убежденного гуманиста. Прежде всего обратите внимание на содержание опорного нравственного принципа И. Канта – «категорического императива». Уточните также, как И. Кант видел связь между моралью и религией.

И. Фихте (1762-1814) – идеалист, эволюционировавший от субъективного идеализма (до 1800 г.) к объективному. Вначале абсолютизировал субъекта – «Я», введя формулу бытия – «Я – не Я», в которой «не Я» определялось «Я». Закончил толкованием тождественности бытия Богу.

Позитивно в учении Фихте может быть оценена его идея о том, что созерцанию, теоретическому осмыслению предшествует практически- деятельное отношение человека к предметному миру. Мысль о деятельном субъекте была не просто новой, а своевременной для утверждения буржуазного общества. Реальность, по Фихте, есть продукт деятельности субъекта. При этом он отвергал существование вещей вне сознания, в том числе и «вещи в себе» Канта.

Философская система имеет форму окружности: начало задает движение, которое возвращается к своему началу, ибо было заложено в начале. Учение И. Фихте диалектично по характеру, однако систему диалектики он не разработал. Нередко идеализм Фихте называют этическим.

Г. Гегель (1770-1831) – идеалист, создал наиболее совершенную систему объективно-идеалистической философии благодаря разработке диалектического метода. Диалектические идеи высказывались и до Гегеля. Заслуга Гегеля состоит в том, что он придал диалектике системный характер. Гегель сформулировал принципы диалектического мышления, законы и основные понятия. Из фрагментов, диалектических догадок, диалектика у Гегеля выстроилась в целостный метод. Правда, философ – идеалист не мог распространить диалектику на природу, ограничив ее сферой духа, познанием, поэтому гегелевская диалектика осталась локальной.

В онтологии Гегель предложил замкнутую систему развития бытия. Исходное состояние бытия – объективная Идея, объективный Дух, находящийся в состоянии необходимости развития. Себя на начальном этапе Дух не осознает. Природа – инобытие Духа, его противоположность. Сознание человека становится средством самопознания Духа. Когда Дух познает себя, он превращается в Абсолютную идею, или Абсолютный Дух. Природа – своего рода зеркало, позволяющее Духу, воплотившемуся в сознание человека, контролировать развитие самосознание. Развитие духа идет от простого к сложному, менее совершенного к более совершенному. Этот прогресс Духа Гегель прослеживает через загрузку категорий содержанием. Абстрактное конкретизируется, что отражено в восхождении понятий: «бытие», «небытие», «наличное бытие», качество, количество, мера и т.д. На завершающем этапе развития Духа появляются понятия «действительность», «химизм», «организм», «разумность». Здесь важно следующее: Гегель понимает движение как самодвижение (источник, сила находятся внутри явления); причина движения в противоречии (единстве противоположностей); движение осуществляется в форме развития, поступательно; развитие есть закономерный процесс. Всякое развитие предполагает наличие 3-х универсальных образующих – причины; направления; содержания и оформления. Соответственно им Гегель открыл три основных диалектических закона:

Вам необходимо разобраться в данных законах, а для этого также в понятиях : «противоположность», «противоречие», «тождество», «различие», «единство», «количество», «качество», «мера», «скачок», «отрицание».

Человеческую историю Гегель впервые представил объективным поступательным развитием, определяемым логикой Мирового Духа. Люди не творят историю, они реализуют творческий характер Духа. История несовместима с произволом, во всех проявлениях он антиисторичен, препятствует развитию. Вместе с тем Гегель сознавал, что в реальной истории неразумного предостаточно. Отсюда его замечательное объяснение: реальность бывает двух видов. Есть реальность необходимая, она разумна, но параллельно существует реальность, потерявшая былую необходимость, такая реальность не разумна. Разумную (необходимую) реальность Гегель называл действительностью, утверждая, что «все разумное действительно, а действительное разумно».

Ф. Шеллинг (1775-1854) – представитель трансцендентального идеализма. Значительное внимание, в отличие от Фихте и даже Гегеля, уделил натурфилософским проблемам. Натурфилософию рассматривал как «органическую часть трансцендентального идеализма». Увидел под влиянием естественнонаучных открытий диалектику в природе, поэтому размежевался с прежней метафизической и механической натурфилософией. Шеллинг обстоятельно изучал бессознательное, особенно интуитивное творчество. В круг его интересов входила и проблема воли.

Л. Фейербах (1804-1872) – по выражению Ф. Энгельса, последний представитель немецкой классической философии. Симптоматично, что начиналась ее история с материалиста И. Канта, и завершилась материализмом Л. Фейербаха. Свой материализм Фейербах определил как «антропологический», подчеркнув особое место человека для философии. Религия теоцентрична, а философия должна быть антропоцентрична. Фейербах критиковал христианство, отвергал его, но не был в принципе против религии. Согласно пониманию философа религию нужно переориентировать с любви к Богу на любовь к человеку. Он говорил: «Чтобы познать человека, нужно его полюбить».

Философия Просвещения отразила социальный подъем, связанный с разрушением феодального строя и надеждами на буржуазные революции и реформы. За XVII и XVIII столетиями пришло XIX – время господства капитализма. Оказалось, что в реальной жизни противоречия остались, социальное напряжение переместилось в иные области отношений. Изменилась социальная динамика, новые проблемы испытал человеческий дух. Немецкая классическая философия предприняла попытку разобраться в изменившейся реальности, следуя общему курсу Просвещения на разумность деятельности человека. Гуманизм, сила Духа, нравственность; дальнейшее движение вперед составили ядро ее интереса. Идеализм, доминирующий в немецкой классической философии, был первой реакцией философов на новейшее время. Все оказалось исторично и логично: философия – любовь к разуму, вера в его возможности. Человек разумный должен искать решение жизненных проблем в разуме. Только обнаружив ограниченность разума в силах, нормальный человек зовет на помощь практические средства.

Центральные проблемы немецкой классической философии:

Важнейшие идеи:

Вопросы для самопроверки.

  1. Что такое категории? Чем категории отличаются от обычных понятий? В чем сила категорий в познании?

  2. Что такое априорное и апостериорное знание? Знания, которые вы получаете на лекциях по специальным дисциплинам, априорны или апостериорны?

  3. Зафиксируйте в глоссарии ключевые термины немецкой классической философии.

  4. Дайте определение диалектики.

Вопросы к размышлению.

  1. «Категорический императив» И. Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим нравственным законом». В чем смысл этого нравственного требования? Как на его основе принимать решения относительно своих поступков?

  2. Что Кант понимал под истинной добродетельностью? Почему, придя к власти, фашисты в Германии устроили публичное сожжение книг Канта?

  3. В чем состояла непоследовательность Канта как материалиста?

  4. Сравните объективный идеализм Гегеля с аналогичным идеализмом Платона. Найдите общее и особенное в их мировоззрениях.

  5. Гегель писал: «Все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики». Как вы понимаете этот тезис?

Поисковые задания.

  1. Выясните точку зрения современной философии на вопрос о том, существуют ли априорные предпосылки познания, и если да, то в какой форме.

  2. Какой вклад внес Гегель в развитие социальных наук? Соотнесите с общим строем его концепции разработанное им понятие «гражданское общество».

  3. Какие аргументы приводил Л. Фейербах в своей критике христианства? Какие из них вам представляются убедительными?

Рекомендуемые тексты для чтения.

    1. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. // Энциклопедия философских наук. В 3 т.  М.: Мысль,1974.  Т.1.

    2. И. Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки (фрагмент). М., 1993.