logo
Istoria_filosofii_dlya_bakalavrov

Позитивизм

Существует 4 формы позитивизма: позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля; эмпириокритицизм; неопозитивизм; постпозитивизм.

Главная задача позитивизма – отлучение науки от философии и философии от науки. Наука сама себе философия, а философия, в традиционном, классическом понимании к науке не имеет отношения. Позитивисты занимаются только проблемами науки, а философские проблемы научными подходами не решаются, следовательно, традиционная философия существует как антинаучная философия.

Французский философ Огюст Конт (1798-1857) является родоначальником позитивизма. Вся история познания, по Конту – это история появления, существования и смены 3-х стадий:

1. Теологическая стадия – это первая ступень истории человеческого познания, она характеризуется тем, что человеческий интеллект находится на стадии детства. Для него характерно наделение мира продуктами своей фантазии, попытка объяснить происходящее в мире по образу и подобию человека. Задачи детского интеллекта – нереализуемые – дать исчерпывающее объяснение всему, стремление к абсолютному знанию при неспособности получить даже относительное.

2. Метафизическая стадия – это измененная форма теологической. Сверхъестественные, божественные силы здесь заменяются абстрактными силами, метафизическими сущностями. Интеллект претендует на познание предельных сущностей. Прогресс в том, что интеллект опирается не на фантазию, а на рассудок. Метафизическая стадия – это новая рассудочная форма выражения старого теологического содержания. Метафизическая стадия соответствует юношескому возрасту интеллекта. Для него характерно стремление к максимализму. Стремление решить все загадки мира и вера, что это ему по силам. Материальный мир, по Конту – это олицетворенная абстракция. Философская позиция – агностицизм.

3. Позитивная стадия – это стадия зрелости ума. Интеллект отличается трезвостью в оценке собственных сил, он ставит перед собой те задачи, которые он может решить, отказываясь от необоснованных притязаний на абсолютное знание.

Прежде чем рассуждать, считает Конт, нужно наблюдать. Позитивное – это полезное, конкретное, плодотворное, относительное знание. Главная идея позитивизма – это идея ориентации на науку. Растворяя философию в позитивных науках, О. Конт отказывает философии в специфике и собственном предмете. «Философия есть сжатое изложение науки своего времени».

Идеи О. Конта были развиты английскими философами XIX века Джоном Стюартом Миллем (1806-1873), который продолжил вслед за Ф. Бэконом разработку и усовершенствование индуктивного метода, как универсального способа научного мышления, и Гербертом Спенсером (1820-1903) сформулировавшим эволюционный взгляд на мир. Для О. Конта, Дж.С. Милля и Г. Спенсера характерна ориентация на эмпиризм и на принцип верификации для доказательства истинности научных знаний.

Эмпириокритицизм – это вторая форма позитивизма конца XIX начала XX веков. Эмпириокритицизм возник как реакция на революцию в физике. На первой стадии революции в физике имел место кризис – ломка старых представлений, крах механистической картины мира.

Философы, ориентированные на науку, должны были перестроиться, «старых» позитивистов они называют метафизиками. Новый позитивизм взялся за очищение своей философии от всего эмпирического, для этого нужна критика опыта. Факты более фундаментальны, чем теории. Если теории не соответствуют фактам, от них нужно отказаться.

Рихард Авенариус (1843-1896), Эрнст Мах (1838-1916) разработали концепцию нейтральных элементов. Нейтральные элементы нейтральны по отношению к материальному и идеальному, физическому и психическому. Объект состоит из ощущений, но они не в нас, а вне нас. В эмпириокритицизме применяется также принцип экономии мышления, который предполагает, что нужно отбросить все внеопытные допущения. Главным образом отбросить признание материального мира, существующего независимо от нас. Отказаться от понятий – атом, причина, материя и т.д.

Следующий этап развития позитивизма – неопозитивизм, он относится к 20 – 30-м гг. XX века. К этому направлению принадлежали Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Мориц Шлик (1882-1936) и другие. Общая установка неопозитивизма основана на том, что если любая наука – это, прежде всего, научная теория, а она, в свою очередь, представляет собой некоторую языковую систему, то, следовательно, проблема разграничения науки и ненауки, научных высказываний от ненаучных может быть решена на лингвистическом уровне.

Соответственно в качестве эталона науки выступает та языковая система, которая относительно проста, логична и легко проверяема. С точки зрения Л. Витгенштейна в качестве эталона науки выступает формальная логика, задающая общие критерии научности. При этом утверждается, что эмпирическое знание дано человеку в чувственном восприятии и познание здесь возможно с абсолютной достоверностью. Теоретическое же знание, в свою очередь, сводится к эмпирическому. Таким образом, функции науки можно свести к описанию явлений, а роль философии – к анализу языка научной теории.

По мнению Л. Витгенштейна, любое высказывание, имеющее смысл, должно быть сводимым к атомарным предложениям, которые, в свою очередь, являются лишь описаниями. Понятно, что философские высказывания свести к атомарным и эмпирически проверяемым предложениям нельзя, поэтому они, по мнению философа, должны быть отнесены к разряду псевдовысказываний, которые, лишены всякого значения, а значит, бессмысленны.

Философия не может быть научной теорией, так как система ее высказываний не несет никакой фактической информации о мире и поэтому ее положения не могут быть подтверждены. Данный подход к демаркации философии и науки постепенно выделяется в известный принцип верификации. Предложение считается научным, если оно верифицируемо, т. е. если его следствия не противоречат базисному знанию, которое представляет собой совокупность протокольных предложений, достоверных описаний опытных данных. Если некоторые предложения нельзя верифицировать, то они не являются научными и должны быть изъяты из научной теории.

Постпозитивизм – этап в развитии позитивизма начавшийся в конце 1950-х годов. Для постпозитивизма характерно обращение к истории науки, а также разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Представителями постпозитивизма являются такие философы как Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Стивен Тулмин и др. Идею своеобразной «реабилитации» метафизики, пытался осуществить английский философ К. Поппер (1902 - 1994). Поппер подвергает критике принцип верификации в качестве критерия научности. В такого критерия он предложил использовать принцип фалъсифицируемости. Фальсифицируемость теории – это ее потенциальная опровержимость, доступность для критики. Принцип фальсифицируемости лишь проводит «демаркацию» между философией и науками и вовсе не отбрасывает саму систему философских знаний как ненужную и бессмысленную.

Философия стимулирует научный прогресс. Метафизические идеи указывают направления и тенденции развития науки. Необходимость философии связана также и с психологическими причинами. Ученый должен верить в свою творческую деятельность и в возможность постижения истины. Следовательно, он должен верить в те умозрительные построения, с которых начинается построение научной теории и которые могут быть «весьма неопределенными» и «неоправданными с точки зрения науки», носить «метафизический характер».