Постмодернизм
Во второй половине XX века в Западной Европе возникает широкое философское движение постмодернизма. Ее ведущими представителями являются Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Делёз, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко и др. Можно выделить следующие общие черты данной философской традиции:
1. Философия постмодернизма отказывается от четкого выделения структуры философского знания. В постмодернизме не различается однозначно онтология, гносеология, аксиология и т.д., для него характерно недифференцированное отношение к предмету философии. Также постмодернизм отказывается от классической философской терминологии (сущность, бытие, материя, идея и др.) и вводит собственные понятия. Примерами постмодернистской терминология могут служить такие понятия, как складка, ризома, деконструкция, диссеминация, симулякр, хаосмос и т.д. Постмодернизм также выделяет совершенно новые вопросы и проблемы, к ним можно отнести вопросы о судьбе философии в обществе потребления, о соотношении письма и речи, о вариативном характере субъективности, о роли пола в познании мира, о возможности понимания науки как элемента принуждения личности в государстве и т.д.
2. Философия постмодернизма отказывается от любой попытки построения единой и системной модели мира (неважно, научной, философской или теологической). С точки зрения постмодернизма конструирование того или иного видения реальности возможно, когда мы действуем в рамках какой-либо знаковой системы, или когда мы моделируем реальность в качестве виртуальной.
3. Постмодернизм отказывается от классической логики, рассматривающей любое явление через призму бинарных оппозиций: субъект – объект, внутреннее – внешнее, центр – периферия, тождество – различие, добро – зло, мужское – женское и т.д. Философы-постмодернисты считают, что подобный подход обедняет рассматриваемый предмет и не позволяет увидеть его во всем многообразии. Для того чтобы выйти за пределы привычных логических операций они предлагают рассматривать, например, не тождество и различие, а повторение и различие. Ведь тождество предполагает полное совпадение, а повторение разнообразно. Так одну и ту же симфонию десять разных оркестров сыграют десятью различными вариациями. И тогда данная симфония становится простой совокупностью различных вариаций, а это значит, что тождество в традиционном понимании этого слова – пустое понятие.
4. Принцип множественности постмодернизма был выделен и в понятии «ризома». Ризома – это форма корневища, не обладающая четко выраженным центральным стеблем, а имеющая форму мочалки. Термин введен в противовес понятию структура как четко систематизированному и иерархически упорядочивающему принципу организации. Метафора ризомы дает представление о взаимоотношении различий как о запутанной корневой системе, в которой неразличимы отдельные отростки, и ее побеги и волоски, регулярно отмирая и заново отрастая, находятся в состоянии постоянного обмена с окружающей средой. Ризома порождает несистемные и неожиданные различия, неспособные четко противопоставляться друг другу по наличию или отсутствию какого-либо признака. Применение ризомной концепции в истории демонстрирует неопределенность исторического процесса, где суть в переходе от одного направления развития к другому, а сами направления, ориентация, цель ничего не значат.
5. Постмодернисты считают, что сознание современного человека неизбежно находится в плену стереотипов, поскольку массив уже произведенных цивилизацией представлений о мире очень велик. Необходимо «постмодернистское усилие», чтобы выйти из-под груза этих представлений и сформулировать собственное суждение. Еще и поэтому постмодернизм стремится быть не понятным и доступным, а парадоксальным, и многие его идеи направлены на растормаживание мышления, переоценку ценностей, переворачивание привычных взглядов. Начиная читать постмодернистские тексты, необходимо это иметь в виду.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения»
- История философии для бакалавров
- 630049, Г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191.
- Начало философии
- Философские идеи Древней Индии
- Философские идеи Древнего Китая
- Философские искания античного Запада
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового Времени
- Немецкая классическая философия
- Марксистская философия
- Современная западная философия
- Позитивизм
- Американский прагматизм
- Экзистенциализм
- Герменевтика
- Фрейдизм
- Неотомизм
- Постмодернизм
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Русская философия Становление русской философии.
- Просвещение в России.
- Судьбы России: славянофилы и западники.
- Владимир Сергеевич Соловьев
- Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века
- Распространение марксизма в России.
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Приложение 1. Рекомендуемые тексты для чтения. Гномическое учение семи мудрецов
- Даодэцзин
- Конфуций о «благородном муже»
- Платон. Парменид
- Аристотель. Метафизика
- Аврелий Августин. Исповедь (фрагменты)
- Ф.Бэкон. Новый Органон.
- Помехи ("идолы") в познании и борьба с ними
- Эмпирический метод
- И. Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки (фрагмент).
- Маркс к. Тезисы о Фейербахе
- О трех превращениях
- О сострадательных
- Ж. Бодрийяр. Общество потребления
- В.С. Соловьев. Три силы.
- П.Я.Чаадаев. Философические письма