logo
Istoria_filosofii_dlya_bakalavrov

Судьбы России: славянофилы и западники.

С начала XIX века в русской философии центральное место занял спор о своеобразии русского народа, о дальнейшем пути России и о месте России в мировой истории. В результате выделилось два подхода к решению данных проблем: славянофильство и западничество. Инициатором этого спора был П.Я. Чаадаев, который сформулировал основные положения западничества.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – писатель, философ, участник Отечественной войны 1812 года. В своих произведениях «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» П.Я. Чаадаев попытался объективно оценить прошлое и будущее России. «Прекрасная вещь – любовь к отечеству, – писал Чаадаев, но есть еще нечто более прекрасное – это любовь к истине». Основным фактом, определившим историю России, Чаадаев считал, факт географический. Россия раскинулась между Востоком и Западом, «опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию». Казалось бы, что Россия должна была объединить два начала духовной природы – воображение и разум, объединить в собственной культуре историю всего земного шара. Но в реальной истории Россия оказалась чужой и для Востока и для Запада. «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли», – писал Чаадаев. Причину культурной изоляции России Чаадаев видел в том, что Европа объединилась благодаря христианской религии и католической церкви, а Россия, обратилась за нравственным учением к «растленной Византии», то есть приняла православную веру. Религия и церковь, по Чаадаеву, имеют важное, даже решающее значение в мировой истории. Христианство действует и на индивидуальное, и на общественное сознание. Католическое христианство обеспечило единство европейских народов, связь идей и поколений, благодаря единой цели – установления совершенного строя на земле. В России нет внутреннего развития, естественного прогресса, «мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошлого и без будущего, среди плоского застоя». Чаадаев отрицает значимость и самобытность русской культуры и истории, напротив, указывает, что самые плодотворные познания и самые ценные идеи заимствованы Россией из культуры Запада.

«Философические письма» П.Я. Чаадаева стимулировали начало спора о судьбах России, между двумя тенденциями в русской культуре: западничеством и славянофильством. Западники продолжили и развили идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым.

Сторонники западничества пропагандировали и защищали идею «европеизации» России. На этом пути Россия сможет преодолеть вековую отсталость как экономическую, так и культурную, и стать полноправным членом мировой цивилизации. Представители западничества – Н.В. Станкевич (1813-1840), А.И. Герцен (1812-1870), Н.Н. Огарев (1813-1877), В.П. Боткин (1811-1869), П.А. Анненков (1812-1887), Н.Г. Чернышевский и другие. Идеал личности у западников – это независимый человек, свободный от принижающей его нерассуждающей преданности кому бы то ни было, индивидуалист. Он эгоист, но эгоист разумный, соразмеряющий свои потребности и запросы с такими же независимыми суверенными личностями. Главное в человеке – это его цивилизованность, противостояние всему дикому, хаотичному. Личность такого типа может сложиться и функционировать лишь в определенных условиях. Иначе говоря, западничество от идеала личности, логически приходило к выводу о необходимости утверждения правового государства, проведения обязательных социальных и политических реформ в духе либерализма. В условиях России – это отмена крепостного права, осуществление реформы государственного аппарата, с тем чтобы устранить всевластие чиновничества с их взяточничеством, казнокрадством, неуважением к личности. Идеалы разделения властей, терпимости к инакомыслию, гарантии от произвола, просвещения народа – все эти элементы социальной жизни, сложившиеся в Западной Европе, проецировались западниками на российские условия.

Проблема прошлого и будущего России, смысла ее истории стала центральной темой и в философии славянофилов. Славянофилы: А.С. Хомяков (1804-1860), И.В. Киреевский (1806-1856), К.С. Аксаков (1817-1860), Ю.В. Самарин (1819-1876) и другие, первыми выразили в сфере философии своеобразие русской культуры, идею национально-самобытного пути России во всемирной истории. Славянофилы определили западную рациональность как нечто одностороннее, обманчивое, в корне чуждое духовному складу русского народа. Самобытность русской духовности выражена славянофилами в понятии соборность. Соборность – это свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного, коллективного пути к спасению. Понятие соборности было направлено против западного индивидуализма, идеи обособленного личного спасения.

Славянофилы разработали целостную концепцию исторического своеобразия России. В отличие от Запада, где государство утверждалось как результат завоевания и насилия, на Руси оно основано «добровольным признанием власти», которое привело к свободному соглашению власти и народа. Противоположность России западу проявляется и в характере государственной собственности. На Западе основа личных прав – частная собственность на землю, она ведет к разобщению людей, вызывает разрыв семейных связей. На Руси основа основ – общинно-семейная собственность. Она связывает общество, определяет цельность семьи. Поэтому на первый план выступают простота отношений, доверие друг к другу в противовес стремлению к материальному обогащению. Противоположность России Западу проявляется и в духовной сфере. На западе христианство искажено наследием Греко-римского язычества, и средневековой схоластикой, когда бесконечные споры приводили к забвению основ веры, христианство там разделилось на католичество и протестантизм. Православие же сохранило верность древним истокам христианства, единство церкви, чистую веру. Поэтому человек на Руси чужд эгоизму, самодовольству. В нем живет «хоровое чувство», соборность, смирение, готовность к самопожертвованию.