logo
Istoria_filosofii_dlya_bakalavrov

Средневековая философия

Вы видели цветущие по весне горные луга, когда солнце светит во всю свою силу? Если нет, то поверьте, такое память сохранит на всю оставшуюся жизнь. Когда же солнечный свет рассеется на закате или день окажется пасмурным, то и цвета сделаются тусклыми, не будет праздника красок. Несколько лирическое сравнение невольно приходит при сопоставлении античной философии со следующим историческим этапом развития философской мысли – средневековым. Сказанное ни в коем случаем не означает, что в Средние века жизнь философии замерла. Жизнь ее продолжалась, развитие шло своим чередом, а отсутствие того "букета" философских идей, того действительного напряжения борьбы, объясняется господством в Европе христианства – принципиально новой монотеистической религии, не желавшей делить власть в духовной культуре. Философию подчинили нефилософскому мировоззрению, поставили в услужения религии, равно как и научное познание мира.

В Средние века общественный прогресс поднялся еще на одну ступень, официально преодолев рабовладение. Совсем с рабством не покончили, но рабство отодвинули на окраины цивилизации. Христианство и ислам сформировались как выражение требований угнетенных. Обе конфессии внесли существенный вклад в развитие общества, правда, средства достижения продвижения вперед были жесткими и жестокими, особенно в идеологии, что сказалось на темпах прогресса. Исторические переходы всегда сложны, противоречивы и затратны, но необходимы.

Религию обычно отождествляют с церковью. В бытовом сознании подобное упрощение допустимо, но в научном, философском – нет.

Религия – исторический тип мировоззрения, предполагающий теоретическую часть – мифы, постулаты, заветы, историю; чувственно- эмоциональную – любовь, веру, надежду, стойкость, а также организацию практики осуществления верующими своих духовных потребностей – учреждения( церкви, монастыри, святые места, обряды, праздники и т.п.) Кроме перечисленного, в состав религии входит "религиозная метафика" – теология. Именно необходимость разработки теологии (теос – творец, логос – слово, учение, т.е. буквально слово означает «учение о Творце») предопределила место философии в средневековой культуре. Вырваться из теологического плена философии удалось в эпоху Возрождения.

Развитие философской мысли в Средние века рассматривают в контексте общерелигиозного процесса. "Чистых" философов и философских учений тогда не было. Философские проблемы оказались скрытыми под покрывалом теологических размышлений. Все, что было заимствованно из античного прошлого философии (идеи Платона, Аристотеля), серьезно видоизменилось.

История Средних веков длилась целое тысячелетие – с V по XIV в.в. Идеология (следовательно, и философские поиски внутри ее) прошла два периода – патристики (II – VIII вв.) и схоластики (IХ – XIV вв.).

В течение первого периода новая религия боролась с язычеством, перестраивала миропредставление с обожествления природных явлений, поклонения многим богам на единобожие. Патристика сформировалась в основном еще в эпоху кризиса. Римской империи. Ее известные деятели Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и Аврелий Августин жили во ІІ-V в.в.

В христианской литературе (в исламе, только он возник спустя пять столетий) существует много нестыковок, вопросов, которые требуют специального толкования. К примеру, откуда появились люди – не Адам с Евой – на Земле? Почему Господь творил человека дважды и по-разному? Есть проблемы попроще. Патристика взяла на себя роль разъяснений сути и смысла христианства. По ходу возникали сложные проблемы морального, правового, политического и познавательного характера. Пришлось искать их основания в теоретических рассуждениях – обращаться к философии. Так, Климент Александрийский считал, что философия призвана готовить сознание человека к постижению веры. Тертуллиан ему возражал, уверенный в том, что истинная вера не может сотрудничать с философской рефлексией (раздумьями), ибо главные положения христианства не доступны разуму человека, т.е. они находятся вне границ логики мышления и в них можно только верить трепетно и в блаженстве духа. Его принцип гласил: "Верую, ибо абсурдно!"

Вершиной развития патристики справедливо называют творчество Аврелия Августина (Августина Блаженного) (354 – 430 гг.) Круг главных тем размышлений Августин следующий: можно ли существование Бога непосредственно вывести из самосознания? А бытие вещей? Что представляет собой истинное бытие, в отличие от земного? Августин писал о "граде земном и граде божьем", о развитии личности и общества, о греховности насилия? Главный его труд – "Исповедь" – включает в себя историю его жизни, с осмыслением и оценкой поступков, переплетенную с глобальными философскими размышлениями.

Безусловный интерес представляют мысли Августина о свободе воли и ответственности, которые имеют религиозную форму – располагаются в границах отношений добра и зла, благодеяния и греха. До Фомы Аквинского Августин оставался непререкаемым авторитетом.

Христианство было важнейшим культурным фактором европейского развития. Оно способствовало нравственному прогрессу, становлению брака и семьи, осознанию людьми исторического единства. Вместе с тем совершенствовалось и само христианство. Священные писания неизменны, но не религия. Вера в единого Бога начиналась с чувственного мышления первых христиан, их надежды дождаться счастливого для жизни времени, однако человека недостаточно накормить, удовлетворить его природные потребности. Человек разумен и человеческий разум тоже требует пищи- духовной. Привлечь мыслящего человека можно лишь мыслями. На смену патристики пришла схоластика. Есть мнение, что схоластика и была философией Средних веков.

История схоластики распадается на три периода:

• Становление – ІX-XІ в.в.

• Расцвет – XІІ-XІІІ в.в.

• Упадок – XІV-XV в.в.

Канон схоластики сформулировал Ансельм Кентерберийский: "Верую, чтобы понимать". Из него ясно, что для схоластики философия вторична, она – инструмент, оператор в интересах религии. Получить истину философия не способна. Ее удел облегчить путь к истинному религиозному знанию, помочь объяснить сакрально знания, в отдельных случаях доказывать то, что дано в священных книгах, например, к безоговорочному постулату божественного начала мира присоединить доказательства бытия Бога.

Фундаментальной темой схоластики было построение доказательств божественного бытия средствами философии. Для понимания средневековой философии Вам необходимо найти и разобрать одно из таких доказательств – например, пять аргументов Фомы Аквинского, «онтологический аргумент» Ансельма и др.

Схоластами были виднейшие ученые, философы, религиозные сановники: Иоанн Скот Эриугена, Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, Альберт Больштедтский, Фома Аквинский, Раймунд Луллий, Иоанн Дунс Скотт, Уильян Оккам, Роджер Бэкон.

Кроме уже отмеченной проблеме доказательства существования Бога, схоласты исследовали соотношение реальностей "единичного" и "универсального", гармонии веры и разума, возможности двойственности истины.

"Номиналисты" и "реалисты" спорили о реальности единичного и всеобщего (универсалий). Суть спора: первые утверждали, что единственной реальностью обладают отдельные вещи, люди, явления, а общее (универсальное) рождается в нашем сознании в форме понятий и там существует. "Реалисты", напротив, доказывали, что истинно реальны универсалии (кого они вам напоминают из Античных времен?), что же касается отдельных вещей, то они условно реальны, так как их образ создается нашими чувствами и разумом. Попробуйте разрешить их спор – сегодня это уже возможно.

Корифей схоластики Фома Аквинский (Томас Аквинат) (1225-1274 гг.) заложил основу учения, вошедшего в историю философии как "томизм". По существу, он помог избежать культурного кризиса. Как Фома Аквинский понимал выход из кризиса? Философские и теологические взгляды Фомы Аквинского хорошо изучены и вы не испытаете особого труда в поисках ответа.

В недрах схоластики сформировалась теория двойственности истины. Истоки учения о "двойственности истины" уходят на Восток, в XІІ век к идеям Ибн Рушда (Аверронса – в лат. выражении). Актуализировало проблему учение Фомы Аквинского о гармонии веры и разума. Европейские разработчики теории "двойственности истины": Роджер Бэкон (1214-1292 гг.), Иоанн Дунс Скот (1266-1308 гг.), Уильям Оккам (1285-1349 гг.), автор знаменитой логической «бритвы Оккама). Р.Бэкон был известным ученым, разрабатывал опытный метод познания, оставил фантастические технические идеи, проекты. Познакомьтесь с ними, и вы по-другому взгляните на Леонардо да Винчи.

Первое впечатление об исканиях Р.Бэкона, И.Д.Скота, У. Оккама настраивает на оптимистическую оценку перспективы схоластики. Почему все же наступил ее кризис? Дело в том, что Фома Аквинский деяния Бога толковал как продукт абсолютности его разума – сверхразумности. Возражая Ф.Аквинскому, Д.Скот утверждал: творчество Бога было возможно не потому, что он сверхразумен, а потому, что он имел абсолютную свободу творить. Какое из этого следует продолжение? Поведение его непредсказуемо, не поддается разумному познанию. Если так, то из этого следует либо мистическое заключение (подумайте, какое именно?), либо вывод о необходимости нового взгляда на истину (какого?). Оба варианта отрицали схоластический подход. Схоластика двигалась в тупик.

Итак, самые известные течения в Средневековой философии: патристика в лице отдельных авторов; схоластика; мистика; концепция гармонии разума и веры (томизм); теория двойственности истины; номинализм; реализм.

Центральные проблемы:

• соотношение веры и разума;

• доказательства бытия Бога;

• реальность единичного всеобщего (общего)

• возможность двух истин и двух способов ее познания;

• логика мышления;

• происхождение нравственных начал- добра и зла.

Важнейшие идеи:

• разработка диалектики единичного и универсального;

• вклад в исследование логики, в частности, разделов, связанных с изучением понятий, суждений, умозаключений, теорию доказательства.

• обоснование необходимости специфического отношения к познанию природы, внедрение опытного подхода к исследованиям естественных явлений.

• осознание ограниченности ориентации на авторитеты и их суждения.

Вопросы для самопроверки.

  1. Когда появились первые христиане и в каком столетии христианство стало официальной верой?

  2. Выделите основные периоды в истории средневековой философии, укажите их хронологические рамки и назовите философов каждого периода.

  3. Что такое теология? В чем смысл характеристики средневековой философии как естественной теологии? Почему некоторые авторы называют ее парафилософией?

  4. Что такое универсалии? В чем смысл спора об универсалиях?

Вопросы к размышлению.

  1. Почему Аристотеля, а не Платона теологи признали "официальным" философом? Казалось бы, платоновский идеальный мир должен был быть ближе им.

  2. Сравните взгляды Климента и Тертулллиан, кто из них и почему лояльнее воспринимает философию? Не складывается у вас впечатление, что один из них формально ближе к философии, а второй – по существу рассуждений?

  3. Познакомьтесь с биографическими данными перечисленных схоластов и сделайте вывод о географии распространения учения. О чем она свидетельствует?

Поисковые задания.

1. В историю вошло выражение "бритва Оккама". Истолкуйте его смысл.

2. Дополните свой глоссарий терминами «сакрализация», «теоцентризм», «патристика», «схоластика». Дайте их объяснение. Какие еще термины можно внести в глоссарий на основе знакомства со средневековой философией?

3. Разберите не менее двух различных доказательств существования Бога, предложенных в средневековой философии.

4. Выберите любое доказательство существования творца и попытайтесь построить контраргументацию к нему, используя логический анализ, научные открытия, особенности работы сознания.

Рекомендуемые тексты для чтения.

1. Аврелий Августин. Исповедь (фрагменты). М.: АСТ, 2006. Книги 10 и 11.