Марксистская философия
Основоположники марксизма – К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистскую философию разрабатывали также К. Каутский, Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов (Ленин) и др.
Формирование этого философского направления происходило в 1840-е годы. Идентичное название – «диалектический материализм». Марксистское учение о человеке в обществе – составляющая диалектического материализма, так что впервые в истории философии материалистически осмыслена была не только природа, но и общественная жизнь.
Возникновение марксистской философии явилось событием закономерным, оно отражало потребностям своего времени. Гегелевское толкование мира оказалось не абсолютной истиной, а всего лишь приближением к ней, которое нуждалось в дальнейшем развитии и прежде всего в совершенствовании диалектического подхода.
Строительство диалектического материализма непосредственно опиралось на три теоретических источника: предшествующие материалистические учения (1); диалектическое миропонимание Гегеля (2) и утопический социализм (Фурье, Сен-Симон, Оуэн).
Как Вы думаете, достаточно было просто соединить эти достижения философской мысли и получить в сумме марксистскую философию? Засомневались? И правильно сделали. Тогда попытайтесь решить более сложную задачу – ответить на вопрос «почему нельзя?»
Кроме идей философских предшественников, в активе К. Маркса и Ф. Энгельса были новейшие естественнонаучные открытия и объективная реальность середины XIX столетия – экономические и политические кризисы, обострение классовой борьбы вместо ожидаемой социальной справедливости. Маркс и Энгельс стали духовными вождями пролетариата, идеологами социально-революционного движения.
Объясняя происхождение диалектического материализма, Ф. Энгельс подчеркнул решающее значение в разработке диалектического понимания природы 3-х великих открытий в науке:
Закона превращения и сохранения энергии;
Эволюционной теории Ч. Дарвина;
Открытие клеточного строения вещества.
Материалистическая диалектика была новым важным шагом в развитии диалектического мировоззрения – диалектика из локальной (идеалистической) диалектики Гегеля была достроена до универсального учения. К. Маркс (в «Капитале») и Ф. Энгельс (в «Диалектике природы» и «Анти-Дюринге») распространили диалектику на характеристику общественной жизни и природы.
Суть вклада К. Маркса и Ф. Энгельса в развитие философии целесообразно свести к следующим нововведениям:
Они соединили материалистическую концепцию с диалектическим методом;
Достроили материалистическое понимание природы материалистическим учением о человеке и общества;
показали историческую ограниченность теории «гражданского общества» и вывели необходимость смены в исторической перспективе «гражданского общества» на «человеческое общество».
Решительно отказавшись от натурфилософии, они заложили фундамент философии науки.
В XX веке европейцы вновь открыли для себя учение К. Маркса, его теорию буржуазного способа производства, цикличности экономических кризисов. К сожалению, дело пока ограничилось реставрацией экономических знаний. Главное оружие философа – диалектика – еще не востребовано.
В заключение остановимся на основных принципах марксистской философии:
Материализм и диалектика универсальны и едины, что доказывает вся история познания;
Общество – естественноисторическая сфера бытия;
Общественная история начинается с человека, представляет собой продукт человеческой деятельности во имя развития человека. Человек – высшая ценность истории;
Реальное осуществление гуманизма возможно только при условии перехода к «человеческому обществу». «Гражданское (демократическое) общество» гарантирует Свободу, Равные условия и Братство конституционно, т.е. декларирует, а не обеспечивает. На смену буржуазной демократии придёт коммунистическое бесклассовое общество.
Одновременно К. Маркс критиковал требование анархистов уничтожить государство.
Центральные проблемы:
Материальное единство мира;
Движение и качественное многообразие его форм;
Диалектика как универсальный способ развития;
Ограниченность «гражданского общества»;
Что должно прийти на смену «гражданскому обществу»;
Познавательная и практически-деятельная задачи философии; практика и ее роль в познании.
Важнейшие идеи:
Вывод о материальности всех форм бытия, их исторической взаимосвязи, сделанный на базе анализа научных открытий и общественного развития;
Разработка диалектики природы и общества;
Включение материалистически истолкованной практики в процесс познания в качестве основы, средства и критерия истины;
Критика буржуазной демократии и обоснование историчности «гражданского общества»;
Учение о коммунизме как о закономерном способе разрешения противоречий буржуазного общества;
Теория формационного развития общества;
Новый взгляд на отношения философии и науки – необходимость перехода от натурфилософии к философии науки.
Вопросы для самопроверки.
Чем революционно-демократические требования отличаются от социально-революционных? В чем особенность социальной позиции марксизма?
Внесите в глоссарий ключевые термины философии марксизма, используемые для описания социального бытия: общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, способ производства, базис, надстройка.
Вопросы к размышлению.
1. Ф. Энгельс выделил три прорыва в науке как наиболее значимые для развития материалистической диалектики. Объясните, в чем философское значение каждого из этих открытий.
2. В чем состоит связь между философским и экономическим учением марксизма?
Поисковые задания.
1. Социальный идеал марксизма – коммунистическое общество. Каковы характеристики и принципы устройства этого общества? Есть ли что-то привлекательное в этих принципах, в сравнении с современными социальными реалиями?
Рекомендуемые тексты для чтения.
1. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1989.
2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1983. Т. 1. С. 1 – 3.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Глава 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1983. Т. 1. С. 4 – 76.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения»
- История философии для бакалавров
- 630049, Г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191.
- Начало философии
- Философские идеи Древней Индии
- Философские идеи Древнего Китая
- Философские искания античного Запада
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового Времени
- Немецкая классическая философия
- Марксистская философия
- Современная западная философия
- Позитивизм
- Американский прагматизм
- Экзистенциализм
- Герменевтика
- Фрейдизм
- Неотомизм
- Постмодернизм
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Русская философия Становление русской философии.
- Просвещение в России.
- Судьбы России: славянофилы и западники.
- Владимир Сергеевич Соловьев
- Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века
- Распространение марксизма в России.
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Приложение 1. Рекомендуемые тексты для чтения. Гномическое учение семи мудрецов
- Даодэцзин
- Конфуций о «благородном муже»
- Платон. Парменид
- Аристотель. Метафизика
- Аврелий Августин. Исповедь (фрагменты)
- Ф.Бэкон. Новый Органон.
- Помехи ("идолы") в познании и борьба с ними
- Эмпирический метод
- И. Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки (фрагмент).
- Маркс к. Тезисы о Фейербахе
- О трех превращениях
- О сострадательных
- Ж. Бодрийяр. Общество потребления
- В.С. Соловьев. Три силы.
- П.Я.Чаадаев. Философические письма