Распространение марксизма в России.
В 80-90 гг. XIX века в России начинается быстрое распространение марксизма. Социально-экономические и политические концепции марксизма привлекали внимание представителей различных социальных сил того времени: от народников до леволиберальной интеллигенции, которые стремились с их помощью найти ответы на проблемы, порожденные развитием капиталистических отношений в России.
Выдающийся теоретик марксизма в России Георгий Валентинович Плеханов (1856-1919) главное внимание уделял анализу различных сторон материалистического понимания истории, рассматривая его как ядро марксизма. Необходимость, закономерность исторического процесса, научный взгляд на историю, по мысли Плеханова, должны были исключить волюнтаризм как в теории, так и на практике политической борьбы пролетариата. В этом пункте он решительно расходился с большевизмом, отрицательно встретил Октябрьскую революцию.
Вслед за Плехановым с всесторонней критикой народничества выступили Владимир Ильич Ленин (1870-1924) и «легальные марксисты» (П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и другие). Между этими направлениями марксизма в России складывались непримиримые противоречия. Представители умеренного крыла (меньшевики) обвиняли большевиков в игнорировании исторических законов, волюнтаризме, стремлении «ускорить» исторический процесс без учета социально-экономических объективных условий. В ответ следовали обвинения в упразднении революционной сущности марксизма, сползании на идеалистические позиции, проповеди пассивности, обрекающей пролетариат на поражение в революционной борьбе.
При всех серьезных разногласиях В.И. Ленин высоко ценил философские произведения и труды Плеханова и развивал далее традиции диамата и истмата. В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909) главное внимание уделил вопросам теории познания. Рассматривал философские проблемы через призму классовой борьбы, политических интересов, разработал философское обоснование тактики и стратегии большевиков. Марксистская (позже марксистско-ленинская) философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических принципах и законах и категориях природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение о движущих силах и закономерностях общественного развития (исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику, эстетику и другие. Таким образом, философия марксизма-ленинизма являлась обоснованием и методологией остальных частей марксизма (политэкономия, теория научного коммунизма), других отраслей знания и революционной практики. Именно эта концепция была положена в основу партийно-государственной философии в СССР.
Марксизм в России – это совершенно новая страница в его развитии, развитии неоднозначном и драматичном. Традиция рассмотрения трансформации марксистских взглядов в России была начата русскими философами «серебряного века» Н.А Бердяевым, А.Ф. Лосевым и другими. Широко известна работа Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма». Эту тему в эзоповском стиле рассматривает А.Ф.Лосев в произведениях: «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Он определяет диалектический материализм как «сверх всякого предела рационализированное политико-экономическое сознание», которое призвано создать новую систему мифологии или псевдомифологии, санкционирующую новый тип власти. Проводя сравнительный анализ структурной организации различных форм мировоззрения (религия, миф, язычество в форме платонизма), Лосев во второй половине 20-х годов предсказал в русском марксизме канонизацию пророков, появление апостолов, разработку культа личности, превращение марксизма в некий катехизис, в Евангелие. Яркий пример этого – сталинское мировоззрение. Это мировоззрение произросло на почве марксизма, использовало его материалистическую атрибутику. Подобный материализм в силу внутренней логики перерождается в идеализм насилия, когда ради мифа, идеи фикс, быстрого и безоговорочного превращения «сущего» в «должное» не останавливаются перед применением насилия, массовых репрессий, гонений, переселений народов и т.д. Мифу придается безоговорочно безукоризненно наукообразный вид, он становится формой деятельности огромного аппарата, претендующего всех сделать счастливыми.
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет путей сообщения»
- История философии для бакалавров
- 630049, Г. Новосибирск, ул. Д. Ковальчук, 191.
- Начало философии
- Философские идеи Древней Индии
- Философские идеи Древнего Китая
- Философские искания античного Запада
- Средневековая философия
- Философия эпохи Возрождения
- Философия Нового Времени
- Немецкая классическая философия
- Марксистская философия
- Современная западная философия
- Позитивизм
- Американский прагматизм
- Экзистенциализм
- Герменевтика
- Фрейдизм
- Неотомизм
- Постмодернизм
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Русская философия Становление русской философии.
- Просвещение в России.
- Судьбы России: славянофилы и западники.
- Владимир Сергеевич Соловьев
- Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века
- Распространение марксизма в России.
- Вопросы для самопроверки.
- Вопросы к размышлению.
- Поисковые задания.
- Приложение 1. Рекомендуемые тексты для чтения. Гномическое учение семи мудрецов
- Даодэцзин
- Конфуций о «благородном муже»
- Платон. Парменид
- Аристотель. Метафизика
- Аврелий Августин. Исповедь (фрагменты)
- Ф.Бэкон. Новый Органон.
- Помехи ("идолы") в познании и борьба с ними
- Эмпирический метод
- И. Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки (фрагмент).
- Маркс к. Тезисы о Фейербахе
- О трех превращениях
- О сострадательных
- Ж. Бодрийяр. Общество потребления
- В.С. Соловьев. Три силы.
- П.Я.Чаадаев. Философические письма