logo
Istoria_filosofii_dlya_bakalavrov

Начало философии

Возникновение философии подтверждает единство в социальном прогрессе поступательности движения и преемственности в общественном развитии. Новое не отметает старое, оно из него появляется как преодоление имеющейся в старом ограниченности. Отрицание, в общем виде, не является уничтожением того, что было и есть. Успех развития в обществе обусловлен тем, насколько это развитие подготовлено исторически.

Философия стала новой ступенью познания мира и человека, более совершенной в сравнении с господствовавшими до нее мифологией и религией, соразмерной с научными знаниями, социально-политическими изменениями в обществе. Вместе с тем правы те, кто считает, что подготовили рождение философии предшествующие ей духовные искания и достижения, сосредоточенные в мифологии и религии.

В архаической философии – так часто называют начальный этап философской истории – без труда различимо влияние мифологии и религиозного мировоззрения. Но уже здесь видны принципиальные расхождения в подходе к миру философии от мифологии и религии. Рациональное философское мышление в форме понятий вытесняет чувственное мышление, реализуемое в мифе и религии посредством представлений (разберитесь с помощью справочных источников в различии «понятия» и «представления»); на смену воображению и вере философия предложила необходимость обосновывать истинность знаний и мыслить логично.

Философии удалось активировать все преимущества сознания: силу абстракции – отвлеченного от предмета мышления, обобщающую способность, возможности опережающего отражения и творческий потенциал. Понятно, что подобный прорыв в деятельности сознания не мог произойти вдруг, случайно. Требовался переходный период. Между мифологией, религиозным представлением о мире и философией оказались мудрецы.

Мудрецы были у всех продвинутых народов. Их называли по-разному: жрецы, друиды, халдеи, волхвы, оракулы. Они собственного типа мировоззрения не создали. Ценность мудрецов заключалась в ином – мудрецы формировали доверие к мышлению. Любовь к мудрости, воплотившаяся в философию, предполагала авторитет разумности в обществе.

Любовь разуму нужно было заслужить. Кстати, первый греческий философ Фалес стал известен прежде всего именно в качестве мудреца, вошел в список семи знаменитых мудрецов Древней Греции.

Мудрецы изначально не ставили мировоззренческих задач. Они славились множеством знаний, в том числе необычных, за что имели репутацию посвященных. Существовали даже уровни посвящения. Будущие греческие философы ездили в Египет и другие страны за тайными знаниями. Пифагор, побывавшей у египетских и ближневосточных мудрецов, перенес опыт тайных знаний в свою школу, в которой, наряду с математикой, гармонией, поэтикой, изучали мистику.

Происхождение тайных знаний чаще всего связывали с нечеловеческими источниками, но носителями их были люди, что свидетельствовало о силе человеческого разума. Своеобразием мудрецов была их готовность отвечать на любые вопросы. Мудрец – тот, кто знает все.

Особой популярностью мудрецы пользовались на Востоке. Там их нередко чтили как учителей, отдавая должное широкому кругу знаний и аналитической способности ума. Еще раз отметим, что, несмотря на выдающееся место в истории познания мира, мудрецы не создали нового типа миропонимания, они всего лишь расчищали движение сознания к философии.

Строительство философии требовало нового взгляда на само сознание. Надо было понять, что мышление обусловлено положением человека в мире, временем и пространством человеческого бытия. Рациональное, логически и предметно выстраивамое мышление должно было оттеснить мистические мысли об абсолютных знаниях, открывающихся благодаря особым заслугам и состоянию человека, по существу, независимых от познавательной деятельности самого человека. Мистика противопоставляла сознание реальности, тогда как развитие человека и общества делали актуальным именно активное участие человека в историческом процессе, осознание того, что ничего не делается в истории без участия людей. Мифология, религия, мистика сковывали человеческую инициативу. Продолжаться бесконечно это не могло. Наступало время прозрения, восприятия мира как естественной реальности, доступной человеку, познавшему ее.

Установившиеся представления о Греции как родине философии верны в принципе. Они реконструирует исторический факт. Первыми философами были греческие мыслители, они определи круг философских проблем и возможные пути их решения. Для сомнений нет никаких оснований. Есть только одно важное добавление: не должно быть грекофобии в истории происхождения философии. История – это не череда фактов, расставленных во времени. Из фактов складывается не история, а историческая хроника, хронология прошлого.

Нисколько не умаляя исторических завоеваний греков в философии, нельзя не сказать, что грекам здорово повезло с географическим расположением. Не поленитесь, посмотрите внимательно на карту, и Вы обнаружите – более удачного для культурного прогресса места не найти. С юга греки черпали знания из «кладовых» Египта, Карфагена; с востока их питала культура ближневосточных стран, которые были связана с государствами Центральной Азии, Индией и Китаем. Вполне возможно, что остались и культурные следы Атлантиды, описанной Платоном.

Талант греков заключался не только в любви к размышлениям о мире, еще значимее была их способность аккумулировать идеи соседей. Удивительно, что активное заимствование чужих знаний не помешало грекам пренебрежительно именовать население всех стран за пределами Греции и Рима варварами. «Варвары» сумели помочь грекам создать философию и сохранили плоды их творчества. Во время крушения Римской империи погибло большинство памятников духовной культуры греков и римлян. Лишь благодаря тому, что арабы и персы смогли в последний момент перевести многие оригинальные источники на свои языки и спрятать в библиотеках, в Средние века восстановили утраченное.

Философия так же, как и наука, начиналась с отдельных знаний. Из них на историческом конвейере собирали собственно философию. Пока знания были изолированными мыслями, они не были способны к самостоятельной форме выражения, поэтому ранние знания зовут не философией, а предфилософией, религиозно-философским этапом истории философии. Религиозно – философские искания во втором и первом тысячелетии до нашей эры были характерны для всех развитых государств, от Китая и Индии до Средиземноморья.

Вопросы для самопроверки.

  1. Каково содержание переходного периода от мифологии и религии к философии?

2. Что вы можете сказать о географическом положении Греции? Из каких обстоятельств складывается «географический фактор» формирования философии в древней Греции?

Вопросы к размышлению.

1. Почему в определенный период истории человечества оказалось востребованным мышление в понятиях? В чем состоят его преимущества по сравнению с образным мышлением?

Поисковое задание.

  1. Прочитайте историю «семи мудрецов» Древней Греции. Подготовьтесь комментировать одно из их высказываний.

  2. Кто и почему время рождения философии, современного искусства, технического творчества назвал «осевым»? Объясните смысл этого понятия.

Рекомендуемые тексты для чтения.

1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989. С. 91 – 94. Гномическое учение семи мудрецов