logo search
Istoria_filosofii_dlya_bakalavrov

Фрейдизм

Основоположник фрейдизма известный австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Зигмунд Фрейд первым из психологов усомнился в разумной природе человека. По мнению Фрейда, биологического, в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Все биологическое в человеке, представляющее различные инстинкты, которые есть у любого живого существа, Фрейд назвал областью бессознательного.

Представьте себе айсберг, надводная, видимая его часть намного меньше подводной, невидимой. Так же и с бессознательным – оно представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица.

Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является, сексуальный инстинкт, который Фрейд называет «либидо». Но, живя в обществе, человек не может удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять. В этом случае его сексуальная энергия устремляется в какое-либо другое русло: творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и т.д. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией.

Другим сильным инстинктом является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти – «танатос», который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного, главными из которых являются либидо и танатос. Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Получается, что человеческое сознание «Я» вынуждено постоянно раздваиваться, между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Человеку всегда приходится выбирать между своими биологическими влечениями и моральными нормами общества.