logo search
Istoria_filosofii_dlya_bakalavrov

Философия Нового Времени

Новое время (XVІІ – XІX вв.) можно разделить на два этапа: вторая половина XVІІ – XVІІІ вв. – время становления и развития Просвещения; XІX век – время расцвета буржуазного общества. Вспомните: с какого политического события условно отсчитывают Новое время?

Прежде всего следует объяснить само название "Новое время". Это эпоха нового уровня жизни, развития ее культурной, экономической, социальной и политической составляющих. Нас в первую очередь интересует, естественно, культура Нового времени. Что здесь изменилось? В XVІІ – XVІІІ веках произошло историческое событие: научные знания, локальные научные теории интегрировались в новое автономное культурное образование – науку. Параллельно совершенстовалось образование: оно обрело массовость, государственную опеку, превратилось в элемент политики; по всей Европе распространилась университетская подготовка, университеты перестроили учебные программы с учетом научных достижений, появилось современное инженерное образование. К этому времени относится завершение строительства демократической идеологии, обеспечивающей свободу слова, убеждений гуманистической нацеленности, равный доступ к государственному строительству, труду и т.п. Истоки современного искусства мы также обнаружим там. Добавьте к исторической справке свершение промышленной революции и становление рынка. Даже такое беглое перечисление социально-культурных нововведений позволяет представить произошедшее качественно иным в сравнении с прошлым временем истории. Это было действительно Новое время.

В философии Новое время открывают идеи двух титанов: англичанина Ф. Бэкона (1561-1626 гг.) и француза Р. Декарта (1596-1650 гг.). Первый был материалистом, второй – дуалистом (выясните значение этого термина). Ф. Бэкон разрабатывал в теории познания индуктивный метод восхождения от частного к общему, доказывал преимущества опытного пути к истине Р.Декарт известен как убежденный сторонник дедукции – движения от общего к частному. Диалог Ф. Бэкона и Р. Декарта способствовал формированию современной научной методологии.

Главные произведения философов: у Ф. Бэкона "Новый Органон", у Р. Декарта – "Рассуждение о методе".

Многие соображения, высказанные авторами этих трудов, по-прежнему актуальны. К примеру, их характеристика истинного знания. Для Ф. Бэкона истина – результат анализа и обобщения знаний фактов. Р. Декарт называл истинным знание, доказанное на основе научной теории. Сами названия "теория", "теорема" происходят от сочетания слов "божественное" и "знание".

Оба мыслителя делали ставку на разум, открестившись в познании от веры. Они не являлись атеистами, просто поставили церковь и веру на свое место в культуре, отделив веру от разума. Разум в эпоху Просвещения освободился от религиозных оков и мифологического наследства, вероятно, впервые в своей истории. И плоды просвещения не заставили себя ждать. Ускорился темп общественного прогресса, демократические преобразования охватили Европу.

Просвещение существенно помогло культурному европейскому движению и распространило свободы философских поисков смысла человеческой жизни. Философию в этом плане можно сравнить с "высокой модой", образцы которой популярные кутюрье демонстрирует на своих показах. Совсем не обязательно покупать то, что вы видите. Задача высокой моды заключается не в том, чтобы одеть и обуть человека, как это делается в бутиках, а направить чувства и мысли потребителя на то, что будет определяющим в одежде и обуви на грядущее время – размерность, цвета, фурнитура, материалы. Так и философия раскрывает человеку ценности, владения которыми сделает его современной личностью. Философы – не врачи, выписывающие рецепты на лекарство, они призваны обществом помочь людям избежать болезней – телесных, душевных и правильно понимать, что значит лечиться, если уж возникает в том необходимость. В этом ее просветительская суть, и не удивительно, что Просвещение опиралось на философские учения. По сути дела впервые философия сделалась основанием – идейным и реальным – политики. Государство оценило значение философских знаний для общественного развития.

Новому времени пришлась "ко двору" и еще одна особенность философского познания – способность с помощью философии отрешиться от бытовой суеты, захлестывающей человека, растворяющей наши чувства и мысли в среде жизненных мелочей. Быт, с его подвижными, меняющимися деталями, – естественное наше состояние, но опасно оказаться в его заложниках, растерять в частностях целостность натуры. Бытовая суета должна знать свое место в жизни каждого из нас, тогда она жизненно значима.

Религия подсказывает: освободиться от суетного и бренного можно только в церкви, в молитвах. Философия же в отличие от религии советует не бежать от жизненных бытовых, производственных проблем. Их нужно подчинить смыслу жизни.

В Новое время обновилось все – от быта до высших идеалов, философия из удела избранных трансформировалась в массовое сознание. Свобода, равенство, братство – идеи, рожденные в недрах философии – стали народными и повели на штурм Бастилии, оплота старого мира, в ходе самой решительной из буржуазных революций. Вместе с тем превращение в составляющую сознания обнажило недостатки и самого философского знания, потребовало большей определенности, критичности, понятности. Доступность пропорциональна совершенству. Гениальные идеи просты, демократичны.

Философия в Новое время захватила всю Европу. Россия – не исключение. В Нидерландах – Б. Спиноза; во Франции, помимо Р. Декарта, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеций, П. Гольбах, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри; в Англии – Дж. Беркли, Д. Юм, Дж. Локк, Т. Гоббс; в Германии – Г. Лейбниц, Х. Вольф, И. Гете, представители «немецкой классической философии»: И. Кант, Г. Гегель, И. Г. Фихте; Ф. Шеллинг, Л.Фейербах; в России – М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Н.И. Новиков.

Бакалавр – не специалист-философ. Программа философской подготовки бакалавра рассчитана с учетом значимости философии в качестве ядра общекультурной зрелости личности, что не требует глубокого дифференцированного знания личностных философских концепций. Компетентность обеспечивается синтезированной оценкой философской мысли в контексте национальной специфики, отдельных существенных отличий во взглядах. К тому же «немецкую классическую философию» нам еще предстоит «разобрать», так же как диалектический материализм и позитивизм. Вам следует воспользоваться дополнительной литературой и познакомиться с идеями перечисленных выше мыслителей. Помощь в организации самостоятельной работы Вам окажет следующая информация.

Ф. Бэкон – основоположник философского эмпиризма в Новое время. Серьезно пытался объяснить причины затруднений и ошибок («идолов») в познании, материалист.

Дж. Локк (1632-1709) – сторонник эмпиризма, высказал идею разделения«первичных» и «вторичных» качеств вещей, разработал теории «естественного права» и «общественного договора». Материалист. Идеолог либерализма.

Т. Гоббс (1588-1679) – разработчик теории «общественного договора», стремился построить законченную систему материалистического понимания мира на основе механики и геометрии.

Дж. Беркли (1685-1753) – представитель крайнего субъективного идеализма, приводящего к солипсизму, пытался восстановить авторитет веры, дать теологическую оценку учению И. Ньютона.

Д. Юм (1711-1776) – сформировал принципы агностицизма (скептицизма). И. Кант говорил, что его мысль пробудил именно Д. Юм своим критическим анализом процесса познания. Юм ввел понятие «естественной религии».

Все французские философы, чьи имена названы выше, были материалистами и, за исключением Р. Декарта, в основном защищали интересы опытно полученного знания, т.е. поддерживали эмпирический принцип – нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах. Эмпиризм во Франции более известен как сенсуализм. Французское просвещение принято считать началом революционных преобразований в стране. Революции начинаются с радикальных изменений на существующую жизнь в сознании, только тогда политический переворот дееспособен. Характерным признаком французского материализма, противопоставляющим его английской, немецкой, отчасти и российской, философии являлся воинствующий антиклерикализм. Французские мыслители Просвещения отстаивали идею несовместимости разума с верой, выступая за союз философии с наукой.

Вольтер (настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, 1694-1778) – был близок к эпикурейским идеям, саркастичен, критиковал церковь и абсолютизм, считался одним из основателей просвещения. Труды Вольтера разнообразны.

Ш. Монтескье (1689-1755) – разработал принцип разделения властей, был убежден, что дух народа и характер общественной организации обусловлены природными обстоятельствами, был сторонником «географического детерминизма». Отрицал мировоззренческое значение религии, но высказывался за «функциональную роль религии».

Д. Дидро (1713-1784) – лидер энциклопедистов, ближе всех подошел к диалектической форме материализма. В теории познания сенсуалист, оптимист; критиковал все виды агностицизма, схоластическое толкование истины, активно продвигал в жизнь научные знания. Верил в возможности конституционной монархии, но не исключал и республиканскую форму государственного управления, полагая, что все зависит от особенности страны и народа. Себялюбие полагал главным мотивом деятельности человека, однако не сводил мотивации к эгоистическому началу.

Ж.Ж. Руссо (1712-1778) – сотрудничал с Дидро в организации издания энциклопедии. Материалист, но не последовательный, сенсуалист. (При подготовке обратите внимание на своеобразие теории познания Руссо. Можно ли его назвать последовательным сенсуалистом?). Сторонник теории «общественного договора». Ряд произведений посвятил организации воспитания и просвещения. Интерес представляет отношение Руссо к науке и технике.

К. Гельвеций (1715-1771) – материалист, в теории познания сенсуалист и оптимист, критиковал идеализм, агностицизм, вплотную подошел к диалектико-материалистическому пониманию сознания, рассматривал все как свойство высокоорганизованной материи. Разрабатывал идеи близкие к утопическому социализму.

П. Гольбах (1723-1789) – энциклопедист, соратник Дидро и Гельвеция, имел всестороннюю естественнонаучную подготовку, материалист механического толка, но с элементами диалектики, в частности, в определении материи и в разработки принципа единства материи и движения. В теории познания – сенсуалист. В социологии – критик феодализма.

Э. Кондильяк (1715-1780) – энциклопедист, непоследовательный материалист, испытал в теории познания влияние Локка, сенсуалист. Отрицал врожденные знания, признаваемые Декартом. Внес вклад в развитие логики, психологии.

Ж. Ламетри (1709-1751) – автор книги «Человек-машина» и «Человек-растение». Подумайте: что можно предложить относительно его понимания мира уже на основе названий трудов философа?

Б. Спиноза (1632-1677) – пожалуй, наиболее известный из нидерландских философов. Пантеист. Чтобы понять суть философских взглядов Спинозы, нужно раскрыть содержание фундаментальных ее понятий: «субстанция», «атрибут» и «модус» – разберитесь в их содержании, используя справочную литературу. В главной работе «Этика» он попытался выстроить геометрическую модель мира, используя такие формы, как теорема, следствие, доказательство (подумайте, где мы уже встречали подобный подход).

Г. Лейбниц (1646 - 1716) – немецкий философ-идеалист, выдающийся математик, предшественник немецкой классической философии. Делил мир на «истинно сущий» – умопостигаемый и «феноменальный», являющийся в чувствах, т.е. физический. Кого бы Вы назвали предшественником самого Лейбница. Первоэлементы бытия – неделимые, бесчисленные, психически длительные субстанции; Лейбниц назвал их «монадами», т.е. «единицами» бытия. В теории познания был рационалистом. Очень хотел понравиться Петру I и переехать в Россию, хотя сегодня он вряд ли бы испытал подобное желание.

Х. Вольф (1679-1754) – идеолог раннего Просвещения, учитель М.В. Ломоносова. Под влиянием Г. Лейбница пытался построить целостную систему философских знаний. Различал теоретическое и эмпирическое знания. Не признавал учения Лейбница о монадах. Идеалист. В теории познания – рационалист. Ввел в этику принцип «естественной морали», разделял принцип «естественного права».

В. Гёте (1749-1832) – классик в нескольких областях знаний: великий поэт, публицист, теоретик искусства; выдающийся ученый, отметившийся открытиями в биологии и физике, философ, гуманист, просветитель. По существу, материалист, сторонник опытного знания в гносеологии.

М.В. Ломоносов (1711-1765) – признанный классик в мировой науке. Материалист. Подумайте, как бы вы определили его позицию в теории познания, исходя из научной деятельности: создание первой в России химической лаборатории и, опытного производства при ней; изучение природы грозовых явлений и т. п. Выделите при изучении его творчества весомые аргументы для вывода об исключительно важном значении М.В. Ломоносова в строительстве культуры Нового времени в России.

А.Н. Радищев (1749-1802) – философ-материалист, основоположник революционной демократии в России. При подготовке обратите внимание на то, подвлиянием каких европейских философов формировались философские идеи Радищева и на какое движение внутри страны они оказали бесспорное воздействие, каким проблемам посвящен главный труд А.Н. Радищева.

Можно задуматься над тем, не задержалось ли наступление Нового времени. Могло ли Просвещение, с которого началась эта эпоха, проявиться раньше? У Нового времени было не мало времени – позднее Средневековье, Возрождение – около пяти веков, чтобы заявить о себе. Церковь и теология медленно, но теряли господствующие высоты общественной жизни, их теснили философия, научные знания; раскрывались противоречия внутри самой религии.

Подсказка: развитие культуры происходит неравномерно, однако закономерно. Сознание свободно движется – это бесспорный факт, когда речь идет о моем сознании. Я могу подумать о чем хочу и что захочу, настроиться не в лад с другими в чувствах и мыслях. Обобщенный дух приобретает закономерный характер развития. В нем нет свободы индивидуального сознания. Индивидуальное и общественное сознание имеют различную субъектную основу. Именно в ней и следует искать ключи к разгадке тайн движения во времени человеческой мысли в ее обобщенном выражении.

Центральные проблемы философии данного периода:

• Свобода личности и ее обеспечение;

• Разум и его роль в достижении свободы личности и общественного движения;

• Просвещение как средство активизации разума;

• Личность и общество, право и долг;

• Место науки, философии и искусства в развитии человечества, сциентизм против мистицизма;

• Наука и философское миропонимание;

• Пути демократического преобразования общества:

Важнейшие идеи:

• Свобода – необходимое условие развития личности и общества;

• Условием самой свободы является разумность личности, осознание ею своего долга;

• Путь к разумности деятельности человека проходит через просвещение. Просвещение открывает действительные знания и нравственные ценности;

• Настоящее и будущее человечества обеспечивает наука; Научное познание – это новое мышление, поэтому вместе с наукой должна двигаться вперед, быть иной философия;

• Необходимы гуманистические ориентиры политики, радикальные перемены в обществе. Общие корни человеческой истории требуют обеспечения Свободы, Равенства и Братства.

Вопросы для самопроверки.

  1. В чем смысл названий «Новое время» и «Просвещение»?

  2. Какие идеи были общими в представлениях просветителей всей Европы?

  3. В чем сущность следующих определений философских позиций: материализм, идеализм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, дуализм, скептицизм, агностицизм, солипсизм? Внесите все эти термины в глоссарий. Составьте схемы, отражающие наглядно их соотношение.

  4. Какие термины у философов Просвещения можно назвать авторскими? Также внесите эти термины в глоссарий.

  5. Что такое «идолы познания»? Выпишите названия и определите сущность всех «идолов познания», названных Ф. Бэконом.

  6. Назовите правила метода, установленные Р. Декартом.

  7. В чем особенности отношения Ж.-Ж. Руссо к науке и технике?

  8. Какие позиции в отношении к религии можно обнаружить у философов Просвещения?

  9. Что такое «естественная религия», «естественная мораль», «естественное право», о которых говорили философы Просвещения? Определите сущность и назовите сторонников данных идей. Есть ли между тремя перечисленными теориями какие-то параллели?

Вопросы к размышлению.

  1. Как связаны между собой философские взгляды мыслителей Нового времени и их научные разработки? Попробуйте, в частности, ответить на вопросы: какое открытие позволило М. В. Ломоносову существенно усилить позиции материализма? А можно ли установить связь между рационализмом и занятиями математикой у Р. Декарта и Г. Лейбница? Попробуйте сами найти подобные связи.

  2. Познакомьтесь с доводами Ф. Бэкона, опираясь на которые, он невысоко ценил дедукцию, сделав выбор в пользу индукции. А какой недостаток свойственен индукции?

  3. Социальными идеалами философии Нового времени были Свобода, Равенство, Братство. Средством достижения идеалов – просвещенная личность. Какие три социальных инструмента необходимы были, чтобы заработал в полную силу разум человеческий? Ваши версии.

  4. Вспомните, почему Петра І и Екатерину ІІ назвали великими. С кем из известных философов своего времени они общались? Почему для этой эпохи характерно общение между правителями и философами?

  5. Вспомните, как называется самое знаменитое литературное произведение В. Гете. Кто и с кем в нем борется? Можно ли увидеть связь между идеями этого произведения и общими чертами философии Просвещения?

Поисковые задания.

  1. Подготовьте расширенную характеристику позиции одного из философов Нового времени. Попробуйте проследить связь между его философской и научной деятельностью.

  2. Выберите кого-нибудь из просветителей; возьмите одно из его сочинений; прочтите, подумайте и напишите эссе – свои мысли и чувства (3-4 стр.).

Рекомендуемые тексты для чтения.

1. Ф.Бэкон. Новый Органон. // Бэкон Ф. Сочинения. Т. 2. М.: Мысль, 1978.