logo search
1-74_filosofia

9. Философия конфуция

Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем

конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).

Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался

человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих

стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным

опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в

поисках того главного , ради чего и живет человек .

Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его был великий воин своего

времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент

появления Конфуция был уже немолод.

К тому времени у него уже было девять дочерей , что делало его очень

несчастным . Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического

рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался

сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья жена забеременела ,

Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте ( по представлениям

китайцев , глиняный грот священен ) . В этом гроте и родился Учитель одного

из самых многочисленных философских течений. Счастливый отец назвал его Цю (

в переводе с китайского - "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из

братьев , Ни - глина ) .Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен

позднее как Кун Цю или Чжун Ни . Когда мальчику было два года и три месяца (

китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две

предыдущие жены Шу Лянхэ , ненавидевшие молодую мать наследника , не стали

сдерживать свою ненависть к ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и

скандалов , женщина вернулась в свой родной город .

Однако родители не согласились принять ее в дом , который она опозорила ,

выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше.

Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех . Жили они

очень замкнуто , однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со

сверстниками . Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием

несправедливости , чувством особой любви к родителям , знанием многих

религиозных обрядов ( его мать , выполняя долг жены , каждый день читала

молитвы по усопшему мужу ) . Несмотря на бедность , мать растила его

достойным преемником знаменитого отца . Конфуций знал историю своего рода,

насчитывающую не одно столетие . Узнав об опыте своих предков , среди которых

были талантливые люди , проявившие себя во многих областях человеческой

деятельности , он сделал вывод , что одной военной доблести недостаточно для

достижения желаемого , нужны и другие достоинства . Когда Конфуцию было

семнадцать лет , умерла его мать , которой в ту пору едва исполнилось

тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .

С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его , ни даже его мать

старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в

соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-за

бедности он вынужден был делать даже женскую работу , которой раньше

занималась его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе , не

соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному ,

но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не

испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим

слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде . В то

время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные

отношения с представителями низших слоев аристократии и давали для них

званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций , однако был

остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место среди знатных

людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь . В то время Конфуций

усиленно занимается самообразованием . Судьба , словно в компенсацию за

неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем , недюжинной силой ,

природным умом . В девятнадцать лет он женится на девушке , которая

сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них рождается сын , названный Ли

( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства , Конфуций поступает на службу

богатому аристократу Цзи , сначала управляющим складов , затем домашним

слугой и учителем . Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости

образованности .

Служил Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в

возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил свои

помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я

освободился от сомнений.

В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я

стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".* К тридцати

годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном

касающиеся управления государством и обществом . Более четко сформулировав

эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые ученики

, некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни .

Желая использовать свои учения в практической деятельности , Конфуций

присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее

царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь

Ином и , беседуя с ним , производит очень хорошее впечатление .

Воспользовавшись этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и

,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний ,

смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает свои

рекомендации по управлению государством .

Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным человеком . По

личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником .

Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и , продвигаясь

по служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя

) . На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями . Вскоре

обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его

"добровольно" покинуть свой пост . После этого для Конфуция наступает пора

странствий .

Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю ,

прославившись еще больше . Однако его желание вернуться на родину усиливается

, и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими

почестями возвращается домой как очень уважаемый человек . К его помощи

прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но Конфуций

прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет

своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью сделать ее более

доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение . После нескольких

лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций

умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части ,

объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое и

главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного

общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со

временем падают . Разбил людей на три группы :

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к

определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины

данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе

жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли ,

выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему стремятся

все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого , они этого не

достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди . Если не

установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого не избавятся ".*

Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от

рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти факторы по

мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов , так и

поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К природным

факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на этот счет

очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который , заметив

свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не идеальности

природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими

учениями , принимавшими идеальность природных творений за аксиому .

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни ,

главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет им и

его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти положению

в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во всем

учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для подражания двум

остальным категориям .

2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в

сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный муж

думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том ,

чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы

речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о

необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о необходимости

помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить о

справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао , материальное

благополучие отходит на второй план : “Благородный муж беспокоится лишь о

том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета” . Какими же

качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора : “жэнь”

и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно перевести как

“благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный человек должен

относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по отношению друг к другу

является одним из основных положений учения Конфуция . Составленная им

космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования , в

результате которого и возникает этически полноценное общество . Еще один

вариант перевода - “человечность” . Благородный человек всегда правдив , не

подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами

и умильным выражением лица”.

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически

невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь” ,

человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг он

этого или нет , может также лишь он сам .

“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую

внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать

благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от

чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства

натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость.”

Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно

потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов ,

регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь” -

прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен

сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и

приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь

идеальная личность .

Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной категории ?

В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему

“тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости , искренности ,

независимости во взглядах.

“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький человек

напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений

Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек

льстив , но не вежлив .”

“Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может следовать

тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может следовать хэ

.

Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун - человек

, обуреваемый льстивыми намерениями .

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой ,

ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится быть заодно

со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”

Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ , он

приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь : самостоятельность

мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в важную ,

неотъемлемую часть теории управления государством .

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека , он просто говорит

о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция , должны

выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься черновой

работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в

воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие

свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек , не

пытающийся совладать со своими природными страстями , примером , подражания

которому все должны избегать .

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао . Что это такое? Дао - одна из

основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли .

Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-

востоковед Алексеев : " Дао - есть сущность , есть нечто статически

абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений ,

нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно

для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок ,

лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся ему

человеческую душу.

Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей ".*

Таким образом Дао - предел человеческих стремлений , но достичь его дано не

каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По его мнению

, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных

состояний , если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао” .

Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек - центр всего

его учения .

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов .

Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение

доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей .

Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего.

Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего

общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само отторгало

доносительство .

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о родне .

Конфуций считал , что это должно было установить связь между поколениями ,

обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его

стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций , опыта и т.д.

Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям ,

живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень сплочено , а

значит и способно к быстрому и эффективному развитию .

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях

тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло

соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и

все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников .

Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний .

Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде

всего собственной страны . Знание - атрибут здорового общества .

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок

“ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот блок

прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли - жэнь

.”* Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство ,

соединив две важные части своего учения .

Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было

немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что

благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные

ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья

общества .

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о

людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально

относится к природе .

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и

природы :

1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о

природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости

образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и

дополняет его .

2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и

вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями ,

пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь

созерцание их в поисках внутренней гармонии .

3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам . Уже в

то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного

подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал , что в случае

нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые

последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .

4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в

древнекитайские религиозные представления .

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах

руководства идеальным государством .

Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли” здесь

очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам , и

честность , и искренность , стремление к собственному самоусовершенствованию

, вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция , обязательный

элемент для людей , исполняющих государственные функции .

Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи лишь

на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал государство в

обычную семью , только большую . Следовательно , править в государстве должны

те же принципы , что и в обществе , то есть проповедуемые Конфуцием отношения

гуманности , всеобщей любви и искренности .

Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в

некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство всех

перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению ,

нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия

Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое человеку

сверху , не дойдет до души и сердца последнего , а значит , неспособно

эффективно функционировать . Каркас модели государственного устройства ,

предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им

жизнеспособность , является принцип “хэ”.

К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены

общества . В условиях , когда управление государством и народом

предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы

общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на

древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической

мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом

.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы :

1) Управляющие

2) Управляемые

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей . По

мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы .

Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные

качества должны быть примером для всех остальных . Их роль заключается в

воспитании народа , направлении его на правильный путь . При сравнении с

семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье .

Управляющие - отцы народа .

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя люди

способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений . Это

просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа правителю .

2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность за

управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .

3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий чувством

доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества ,

образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества .

4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у людей

, от чьей справедливости зависит благосостояние общества .

Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником

излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права

царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались не

одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало

возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее ,

признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы

способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .

Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что главный

фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой не

доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на неэффективность

управления и в этом случае неизбежен регресс общества .