9. Философия конфуция
Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае . Создателем
конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).
Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался
человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих
стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь собственным
опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция прошла в
поисках того главного , ради чего и живет человек .
Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его был великий воин своего
времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в момент
появления Конфуция был уже немолод.
К тому времени у него уже было девять дочерей , что делало его очень
несчастным . Ему нужен был достойный продолжатель древнего аристократического
рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и воин не решался
сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья жена забеременела ,
Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте ( по представлениям
китайцев , глиняный грот священен ) . В этом гроте и родился Учитель одного
из самых многочисленных философских течений. Счастливый отец назвал его Цю (
в переводе с китайского - "холм" ) и дал прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из
братьев , Ни - глина ) .Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен
позднее как Кун Цю или Чжун Ни . Когда мальчику было два года и три месяца (
китайцы считают возраст ребенка с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две
предыдущие жены Шу Лянхэ , ненавидевшие молодую мать наследника , не стали
сдерживать свою ненависть к ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и
скандалов , женщина вернулась в свой родной город .
Однако родители не согласились принять ее в дом , который она опозорила ,
выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше.
Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех . Жили они
очень замкнуто , однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со
сверстниками . Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием
несправедливости , чувством особой любви к родителям , знанием многих
религиозных обрядов ( его мать , выполняя долг жены , каждый день читала
молитвы по усопшему мужу ) . Несмотря на бедность , мать растила его
достойным преемником знаменитого отца . Конфуций знал историю своего рода,
насчитывающую не одно столетие . Узнав об опыте своих предков , среди которых
были талантливые люди , проявившие себя во многих областях человеческой
деятельности , он сделал вывод , что одной военной доблести недостаточно для
достижения желаемого , нужны и другие достоинства . Когда Конфуцию было
семнадцать лет , умерла его мать , которой в ту пору едва исполнилось
тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .
С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его , ни даже его мать
старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в
соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.
Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-за
бедности он вынужден был делать даже женскую работу , которой раньше
занималась его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе , не
соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному ,
но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не
испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим
слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде . В то
время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить дружественные
отношения с представителями низших слоев аристократии и давали для них
званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций , однако был
остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место среди знатных
людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь . В то время Конфуций
усиленно занимается самообразованием . Судьба , словно в компенсацию за
неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем , недюжинной силой ,
природным умом . В девятнадцать лет он женится на девушке , которая
сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них рождается сын , названный Ли
( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства , Конфуций поступает на службу
богатому аристократу Цзи , сначала управляющим складов , затем домашним
слугой и учителем . Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости
образованности .
Служил Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в
возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил свои
помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок лет я
освободился от сомнений.
В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я
стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".* К тридцати
годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном
касающиеся управления государством и обществом . Более четко сформулировав
эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые ученики
, некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей жизни .
Желая использовать свои учения в практической деятельности , Конфуций
присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее
царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна Янь
Ином и , беседуя с ним , производит очень хорошее впечатление .
Воспользовавшись этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и
,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний ,
смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает свои
рекомендации по управлению государством .
Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным человеком . По
личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником .
Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и , продвигаясь
по служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного советника самого царя
) . На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями . Вскоре
обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его
"добровольно" покинуть свой пост . После этого для Конфуция наступает пора
странствий .
Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю ,
прославившись еще больше . Однако его желание вернуться на родину усиливается
, и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими
почестями возвращается домой как очень уважаемый человек . К его помощи
прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но Конфуций
прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания уделяет
своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью сделать ее более
доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение . После нескольких
лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом году жизни Конфуций
умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части ,
объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое и
главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.
Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного
общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со
временем падают . Разбил людей на три группы :
1) Распущенные
2) Сдержанные
3) Глупцы
Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к
определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины
данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе
жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли ,
выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему стремятся
все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого , они этого не
достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди . Если не
установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого не избавятся ".*
Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от
рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти факторы по
мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов , так и
поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К природным
факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на этот счет
очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который , заметив
свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не идеальности
природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими
учениями , принимавшими идеальность природных творений за аксиому .
Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни ,
главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет им и
его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти положению
в обществе Конфуций разделил людей на три категории :
1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во всем
учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для подражания двум
остальным категориям .
2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .
3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в
сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный муж
думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том ,
чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы
речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о
необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о необходимости
помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить о
справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.
Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао , материальное
благополучие отходит на второй план : “Благородный муж беспокоится лишь о
том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета” . Какими же
качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора : “жэнь”
и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно перевести как
“благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный человек должен
относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по отношению друг к другу
является одним из основных положений учения Конфуция . Составленная им
космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования , в
результате которого и возникает этически полноценное общество . Еще один
вариант перевода - “человечность” . Благородный человек всегда правдив , не
подстраивается под других. “Человечность редко сочетается с искусными речами
и умильным выражением лица”.
Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически
невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь” ,
человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг он
этого или нет , может также лишь он сам .
“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую
внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать
благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от
чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства
натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость.”
Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно
потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов ,
регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь” -
прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен
сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и
приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь
идеальная личность .
Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной категории ?
В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и противоположного ему
“тун”. Этот принцип можно назвать принципом правдивости , искренности ,
независимости во взглядах.
“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький человек
напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”
Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений
Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек
льстив , но не вежлив .”
“Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может следовать
тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может следовать хэ
.
Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун - человек
, обуреваемый льстивыми намерениями .
Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой ,
ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится быть заодно
со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”
Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ , он
приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь : самостоятельность
мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в важную ,
неотъемлемую часть теории управления государством .
В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека , он просто говорит
о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция , должны
выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься черновой
работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в
воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие
свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек , не
пытающийся совладать со своими природными страстями , примером , подражания
которому все должны избегать .
Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао . Что это такое? Дао - одна из
основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли .
Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-
востоковед Алексеев : " Дао - есть сущность , есть нечто статически
абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений ,
нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно
для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок ,
лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся ему
человеческую душу.
Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей ".*
Таким образом Дао - предел человеческих стремлений , но достичь его дано не
каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По его мнению
, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных
состояний , если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао” .
Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек - центр всего
его учения .
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов .
Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение
доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей .
Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего.
Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего
общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само отторгало
доносительство .
Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о родне .
Конфуций считал , что это должно было установить связь между поколениями ,
обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его
стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций , опыта и т.д.
Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям ,
живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень сплочено , а
значит и способно к быстрому и эффективному развитию .
Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях
тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло
соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и
все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников .
Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний .
Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде
всего собственной страны . Знание - атрибут здорового общества .
Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок
“ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот блок
прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли - жэнь
.”* Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство ,
соединив две важные части своего учения .
Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было
немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что
благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные
ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья
общества .
В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о
людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально
относится к природе .
Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и
природы :
1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о
природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости
образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и
дополняет его .
2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и
вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями ,
пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь
созерцание их в поисках внутренней гармонии .
3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам . Уже в
то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного
подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал , что в случае
нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые
последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом .
4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в
древнекитайские религиозные представления .
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах
руководства идеальным государством .
Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли” здесь
очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам , и
честность , и искренность , стремление к собственному самоусовершенствованию
, вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению Конфуция , обязательный
элемент для людей , исполняющих государственные функции .
Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи лишь
на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал государство в
обычную семью , только большую . Следовательно , править в государстве должны
те же принципы , что и в обществе , то есть проповедуемые Конфуцием отношения
гуманности , всеобщей любви и искренности .
Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в
некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство всех
перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению ,
нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия
Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое человеку
сверху , не дойдет до души и сердца последнего , а значит , неспособно
эффективно функционировать . Каркас модели государственного устройства ,
предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им
жизнеспособность , является принцип “хэ”.
К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены
общества . В условиях , когда управление государством и народом
предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы
общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на
древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической
мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом
.
Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы :
1) Управляющие
2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей . По
мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы .
Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные
качества должны быть примером для всех остальных . Их роль заключается в
воспитании народа , направлении его на правильный путь . При сравнении с
семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье .
Управляющие - отцы народа .
Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:
1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя люди
способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений . Это
просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа правителю .
2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность за
управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .
3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий чувством
доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества ,
образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества .
4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у людей
, от чьей справедливости зависит благосостояние общества .
Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником
излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права
царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались не
одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало
возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.
Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее ,
признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы
способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .
Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что главный
фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой не
доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на неэффективность
управления и в этом случае неизбежен регресс общества .
- 1)Фил-я как мировоззрение.
- 2)Структура фил.Знания
- 3)Функции философии
- 5)Метафизика
- 7)Идеи философии Др. Китая
- 8. Основные направления древнеиндийской философии
- 9. Философия конфуция
- 10. Основные идеи философии даосизма
- 11. Осовные характеристики древнегреческой философии
- 12. Милетская школа древнегреческой философии
- 13. Основные характеристики эллейской философии
- 14. Философия сократа
- 15)Философия Платона
- 16) Вклад Аристотеля в развитие мировой философии
- 2. Философию Аристотель делил на три вида:
- 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- 17)Философия Эпикура
- 18)Особенности скептицизма как течения древнегреческой философии
- 19)Основные положения стоицизма как направления древнегреческой философии
- 20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
- 21)Основные черты средневековой философии.
- 26. Книга «Философия»,Спиркин,стр.106
- 28.Книга «Философия»,Спиркин,стр.108
- 36 Проблема бытия в философии
- 37 Многообразие форм бытия
- 38 Пространство и время как атрибуты материи
- 39 Проблема движения в философии. Состояния и формы движения.
- 40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
- 41 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 42 Закон единства и борьбы противоположностей
- 43 Закон отрицания отрицания
- 44 Категории причины и следствия.
- 45 Необходимость и случайность
- 46 Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 47 Единичное, особенное, общее.
- 48 Объективная и субъективная диалектика
- 49 Детерминизм и индетерминизм
- 54. Антропосоциогенез.
- 58 Сознание и бессознательное.
- 59 Проблема познания в философии
- 60 Чувственное и рациональное познание и их основные формы
- 61 Интуиция как особый род познания
- 62 Философское учение о знании.
- 63 Проблема истины.
- 64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.
- 65. Заблуждение и ложь. Их источники
- 66. Философские. Общенаучные и частные методы познания.
- 67. Критерии истины.Роль практики в познании
- 68. Логическая культура мышления
- 69. Наука как общественное явление.Научные революции и смена
- 70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
- 71. Понятие информационного общества и его характеристики.
- 72. Глобальные проблемы современности
- 73. Философия блаженного августина
- 74. Философское воззрение фомы аквинского