40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
Диалектика (от гр. dialektike) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов Древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древних. В наиболее ясной форме она была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.
Согласно Гераклиту все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов рассуждений Гераклита: "Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это".
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграли представители немецкой классической философии: Кант, Шеллинг, Гегель. Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему, через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.
Материалистическая диалектика современности. Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, К.Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику, не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам К.Маркс писал по этому поводу так: "У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.21).
Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества. Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективность диалектики мышления заключается главным образом в том, что она существует лишь в голове человека (субъекта), в формах человеческого мышления — понятиях, суждениях, умозаключениях. Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная -- первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам
МЕТАФИ́ЗИКА (греч. meta ta qysica... букв. то, что после физики), философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо определенного типа бытия. В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним философии. Близко ему понятие «онтология». Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский (1 в. до н.э.), систематизатор произведений Аристотеля, назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе». Условное название произведения дает позже имя предмету его исследования, который сам Аристотель определял как «первую философию», чья задача — изучать «первые начала и причины» (напр., Met. 982b 5-10), или же как науку о божественном, «теологию» (1026а 19). Однако метафизика как способ философского мышления возникает задолго до Аристотеля, по сути совпадая с первыми шагами философии.
- 1)Фил-я как мировоззрение.
- 2)Структура фил.Знания
- 3)Функции философии
- 5)Метафизика
- 7)Идеи философии Др. Китая
- 8. Основные направления древнеиндийской философии
- 9. Философия конфуция
- 10. Основные идеи философии даосизма
- 11. Осовные характеристики древнегреческой философии
- 12. Милетская школа древнегреческой философии
- 13. Основные характеристики эллейской философии
- 14. Философия сократа
- 15)Философия Платона
- 16) Вклад Аристотеля в развитие мировой философии
- 2. Философию Аристотель делил на три вида:
- 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- 17)Философия Эпикура
- 18)Особенности скептицизма как течения древнегреческой философии
- 19)Основные положения стоицизма как направления древнегреческой философии
- 20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
- 21)Основные черты средневековой философии.
- 26. Книга «Философия»,Спиркин,стр.106
- 28.Книга «Философия»,Спиркин,стр.108
- 36 Проблема бытия в философии
- 37 Многообразие форм бытия
- 38 Пространство и время как атрибуты материи
- 39 Проблема движения в философии. Состояния и формы движения.
- 40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
- 41 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 42 Закон единства и борьбы противоположностей
- 43 Закон отрицания отрицания
- 44 Категории причины и следствия.
- 45 Необходимость и случайность
- 46 Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 47 Единичное, особенное, общее.
- 48 Объективная и субъективная диалектика
- 49 Детерминизм и индетерминизм
- 54. Антропосоциогенез.
- 58 Сознание и бессознательное.
- 59 Проблема познания в философии
- 60 Чувственное и рациональное познание и их основные формы
- 61 Интуиция как особый род познания
- 62 Философское учение о знании.
- 63 Проблема истины.
- 64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.
- 65. Заблуждение и ложь. Их источники
- 66. Философские. Общенаучные и частные методы познания.
- 67. Критерии истины.Роль практики в познании
- 68. Логическая культура мышления
- 69. Наука как общественное явление.Научные революции и смена
- 70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
- 71. Понятие информационного общества и его характеристики.
- 72. Глобальные проблемы современности
- 73. Философия блаженного августина
- 74. Философское воззрение фомы аквинского