logo
1-74_filosofia

65. Заблуждение и ложь. Их источники

Антиподом истины выступает ложь.

Ложь понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной жизни , она имеется повсюду, где взаимодействуют люди. Ложь формируется в процессе индивидуального развития человека. В детстве ее причинами становятся развитие воображения в процессе игры, стремление избежать наказания, пример взрослых. А в дальнейшем все большее влияние в этом отношении оказывает общество. На развитие лжи влияют страсти, материальные интересы и партийность деление общества на партии неизбежно, ибо всюду, где люди думают, обнаруживается и разногласие и единогласие. Но партийные честолюбцы обращаются ко всем средствам, лгут в доказательствах и спорах.

Существуют психологические причины лжи. Ложь выступает как своего рода компенсатор. Существует также и охранительая ложь.

Понятие ложь оказывается близким по содержанию с понятием дезинформация. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта. Дезинформация может быть как осознанной, так и неосознанной. Дезинформация – передача объективно ложного знания как истинного или объективно истинного знания как ложного. Одной из разновидностей дезинформации является полуправда или ложь умолчанием.

С понятием «ложь» тесно связаны такие приемы лжи как софистика и эклектика. Они использовались еще в древней Греции для обоснования суждений, которые являлись ложными. Например: Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Некоторые люди – водолазы. Все ученые – люди. Следовательно, все ученые – водолазы.

Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость и гибкость понятий они применяют не объективно, а произвольно. Их главная цель – искажение истины. Характерными приемами их является выхватывание отдельных сторон предмета действительности и их произвольное механическое соединение. Результатом этого является агрегат, хаотическое множество. А не целостная развивающаяся система.

Следующее понятие - заблуждение. Это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Причины появления заблуждений:

  1. Методологические причины - поиск истины всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. Субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, базирующиеся на уже известном. Истолкование неизвестного с позиции известного всегда проблематично.

  2. Гносеологические причины - многогранность объектов изучения и нередко одностороннее их отображение. Истина не лежит на поверхности явлений, она скрыта явлениями. Нужны предположения, их сопоставление и проверка. При этом возможны ошибки.

  3. Существуют психологические причины заблуждений – это личностные установки, стереотипы в мышлении человека.

  4. Логические причины – это неосознанные нарушения правил логики.

  5. Социокультурные причины – ориентация на идеологию или общественное мнение.

Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций, которые служат отправным пунктом для дальнейшего развития науки Например, ошибочное представление об электроне привело к квантовой механике. В недрах алхимии зарождались и истинные знания.