65. Заблуждение и ложь. Их источники
Антиподом истины выступает ложь.
Ложь понимается как преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной жизни , она имеется повсюду, где взаимодействуют люди. Ложь формируется в процессе индивидуального развития человека. В детстве ее причинами становятся развитие воображения в процессе игры, стремление избежать наказания, пример взрослых. А в дальнейшем все большее влияние в этом отношении оказывает общество. На развитие лжи влияют страсти, материальные интересы и партийность деление общества на партии неизбежно, ибо всюду, где люди думают, обнаруживается и разногласие и единогласие. Но партийные честолюбцы обращаются ко всем средствам, лгут в доказательствах и спорах.
Существуют психологические причины лжи. Ложь выступает как своего рода компенсатор. Существует также и охранительая ложь.
Понятие ложь оказывается близким по содержанию с понятием дезинформация. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта. Дезинформация может быть как осознанной, так и неосознанной. Дезинформация – передача объективно ложного знания как истинного или объективно истинного знания как ложного. Одной из разновидностей дезинформации является полуправда или ложь умолчанием.
С понятием «ложь» тесно связаны такие приемы лжи как софистика и эклектика. Они использовались еще в древней Греции для обоснования суждений, которые являлись ложными. Например: Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.
Некоторые люди – водолазы. Все ученые – люди. Следовательно, все ученые – водолазы.
Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость и гибкость понятий они применяют не объективно, а произвольно. Их главная цель – искажение истины. Характерными приемами их является выхватывание отдельных сторон предмета действительности и их произвольное механическое соединение. Результатом этого является агрегат, хаотическое множество. А не целостная развивающаяся система.
Следующее понятие - заблуждение. Это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
Причины появления заблуждений:
Методологические причины - поиск истины всегда сопряжен с выдвижением предположений, догадок, гипотез. Субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления, базирующиеся на уже известном. Истолкование неизвестного с позиции известного всегда проблематично.
Гносеологические причины - многогранность объектов изучения и нередко одностороннее их отображение. Истина не лежит на поверхности явлений, она скрыта явлениями. Нужны предположения, их сопоставление и проверка. При этом возможны ошибки.
Существуют психологические причины заблуждений – это личностные установки, стереотипы в мышлении человека.
Логические причины – это неосознанные нарушения правил логики.
Социокультурные причины – ориентация на идеологию или общественное мнение.
Заблуждения могут способствовать созданию проблемных ситуаций, которые служат отправным пунктом для дальнейшего развития науки Например, ошибочное представление об электроне привело к квантовой механике. В недрах алхимии зарождались и истинные знания.
- 1)Фил-я как мировоззрение.
- 2)Структура фил.Знания
- 3)Функции философии
- 5)Метафизика
- 7)Идеи философии Др. Китая
- 8. Основные направления древнеиндийской философии
- 9. Философия конфуция
- 10. Основные идеи философии даосизма
- 11. Осовные характеристики древнегреческой философии
- 12. Милетская школа древнегреческой философии
- 13. Основные характеристики эллейской философии
- 14. Философия сократа
- 15)Философия Платона
- 16) Вклад Аристотеля в развитие мировой философии
- 2. Философию Аристотель делил на три вида:
- 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- 17)Философия Эпикура
- 18)Особенности скептицизма как течения древнегреческой философии
- 19)Основные положения стоицизма как направления древнегреческой философии
- 20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
- 21)Основные черты средневековой философии.
- 26. Книга «Философия»,Спиркин,стр.106
- 28.Книга «Философия»,Спиркин,стр.108
- 36 Проблема бытия в философии
- 37 Многообразие форм бытия
- 38 Пространство и время как атрибуты материи
- 39 Проблема движения в философии. Состояния и формы движения.
- 40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
- 41 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 42 Закон единства и борьбы противоположностей
- 43 Закон отрицания отрицания
- 44 Категории причины и следствия.
- 45 Необходимость и случайность
- 46 Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 47 Единичное, особенное, общее.
- 48 Объективная и субъективная диалектика
- 49 Детерминизм и индетерминизм
- 54. Антропосоциогенез.
- 58 Сознание и бессознательное.
- 59 Проблема познания в философии
- 60 Чувственное и рациональное познание и их основные формы
- 61 Интуиция как особый род познания
- 62 Философское учение о знании.
- 63 Проблема истины.
- 64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.
- 65. Заблуждение и ложь. Их источники
- 66. Философские. Общенаучные и частные методы познания.
- 67. Критерии истины.Роль практики в познании
- 68. Логическая культура мышления
- 69. Наука как общественное явление.Научные революции и смена
- 70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
- 71. Понятие информационного общества и его характеристики.
- 72. Глобальные проблемы современности
- 73. Философия блаженного августина
- 74. Философское воззрение фомы аквинского