logo
1-74_filosofia

67. Критерии истины.Роль практики в познании

Существует ли критерий истины? В истории философии высказывались различные точки зрения на этот счет.

Декарт считал критерием истинности ясность и отчетливость. Но следует иметь в виду, что время разоблачает многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины. Например, суждение о неподвижности Земли. Человек тысячелетиями не сомневался в этой истине. Следовательно, ясность и отчетливость – субъективные состояния сознания.

Фейербах ищет критерий истинности в чувственных знаниях. Но наши чувства могут нас обманывать. Выдвигался и такой критерий истины как общезначимость, то есть истинно то, что соответствует мнению большинства. Но вопрос об истинности не решается большинством голосов. Как мы знаем из истории , первооткрыватели, отстаивая истину, часто оказывались в меньшинстве. Например, Коперник.

Таким образом, указанные концепции не могли решить проблему критерия истины. Ее решила марксистская философия. Она соединила критерий истины с непосредственной действительностью, путем внедрения в процесс познания общественно-исторической практики

Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость.»

Однако практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание. В течение многих веков считалось истинным положение, что атом неделим, и античная практика это подтверждала. Теперь понятно, что атом делим, а вот элементарные частицы неделимы – таков уровень современной практики

Но все же практика является одним из самых приемлемых критериев истины. Практика имеет следующие характерные черты.

  1. она непосредственным образом связана с процессом познания, обуславливает его развитие и во многом предопределяет полноту и достоверность получаемых при этом результатов.

  2. Практика абсолютна, ибо никакого другого критерия истины человечество не выработало, относительна, ибо в силу своей исторической ограниченности не может подтвердить все знания, которым располагает данное общество и универсальна, так как охватывает все формы деятельности и опыт всех предыдущих поколений вместе взятых.

Таким образом, практика – это чувственная предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.

Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

С практикой тесно связана такие виды истины как научная, обыденная и нравственная. .

Пример различий между обыденной и научной истиной разъясним на примере :»Снег бел.» Эта истина принадлежит к сфере обыденного знания. Переходя к научному познанию, мы уточняем это предложение. «Белизна снега - это эффект воздействия некогерентного света , отраженного снегом, на зрительные рецепторы.» Это предложение представляет собой уже не простую констатацию наблюдений, а следствие научных теорий. Критерием научной истины являются:

А) объективность, б) рациональность, т.е. судьей в вопросах истины становятся не какие-либо мнения, а разум, в) нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта, г) особая организация, т.е определенная упорядоченность в форме теории, д) проверяемость.

Обыденная истина получает обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно установленных правил, которые не обладают необходимой доказательной силой.

Художественная истина проявляется опосредованно, она более субъективная и связана с таким понятием, как художественная правда.