67. Критерии истины.Роль практики в познании
Существует ли критерий истины? В истории философии высказывались различные точки зрения на этот счет.
Декарт считал критерием истинности ясность и отчетливость. Но следует иметь в виду, что время разоблачает многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины. Например, суждение о неподвижности Земли. Человек тысячелетиями не сомневался в этой истине. Следовательно, ясность и отчетливость – субъективные состояния сознания.
Фейербах ищет критерий истинности в чувственных знаниях. Но наши чувства могут нас обманывать. Выдвигался и такой критерий истины как общезначимость, то есть истинно то, что соответствует мнению большинства. Но вопрос об истинности не решается большинством голосов. Как мы знаем из истории , первооткрыватели, отстаивая истину, часто оказывались в меньшинстве. Например, Коперник.
Таким образом, указанные концепции не могли решить проблему критерия истины. Ее решила марксистская философия. Она соединила критерий истины с непосредственной действительностью, путем внедрения в процесс познания общественно-исторической практики
Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость.»
Однако практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание. В течение многих веков считалось истинным положение, что атом неделим, и античная практика это подтверждала. Теперь понятно, что атом делим, а вот элементарные частицы неделимы – таков уровень современной практики
Но все же практика является одним из самых приемлемых критериев истины. Практика имеет следующие характерные черты.
она непосредственным образом связана с процессом познания, обуславливает его развитие и во многом предопределяет полноту и достоверность получаемых при этом результатов.
Практика абсолютна, ибо никакого другого критерия истины человечество не выработало, относительна, ибо в силу своей исторической ограниченности не может подтвердить все знания, которым располагает данное общество и универсальна, так как охватывает все формы деятельности и опыт всех предыдущих поколений вместе взятых.
Таким образом, практика – это чувственная предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
С практикой тесно связана такие виды истины как научная, обыденная и нравственная. .
Пример различий между обыденной и научной истиной разъясним на примере :»Снег бел.» Эта истина принадлежит к сфере обыденного знания. Переходя к научному познанию, мы уточняем это предложение. «Белизна снега - это эффект воздействия некогерентного света , отраженного снегом, на зрительные рецепторы.» Это предложение представляет собой уже не простую констатацию наблюдений, а следствие научных теорий. Критерием научной истины являются:
А) объективность, б) рациональность, т.е. судьей в вопросах истины становятся не какие-либо мнения, а разум, в) нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта, г) особая организация, т.е определенная упорядоченность в форме теории, д) проверяемость.
Обыденная истина получает обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно установленных правил, которые не обладают необходимой доказательной силой.
Художественная истина проявляется опосредованно, она более субъективная и связана с таким понятием, как художественная правда.
- 1)Фил-я как мировоззрение.
- 2)Структура фил.Знания
- 3)Функции философии
- 5)Метафизика
- 7)Идеи философии Др. Китая
- 8. Основные направления древнеиндийской философии
- 9. Философия конфуция
- 10. Основные идеи философии даосизма
- 11. Осовные характеристики древнегреческой философии
- 12. Милетская школа древнегреческой философии
- 13. Основные характеристики эллейской философии
- 14. Философия сократа
- 15)Философия Платона
- 16) Вклад Аристотеля в развитие мировой философии
- 2. Философию Аристотель делил на три вида:
- 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- 17)Философия Эпикура
- 18)Особенности скептицизма как течения древнегреческой философии
- 19)Основные положения стоицизма как направления древнегреческой философии
- 20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
- 21)Основные черты средневековой философии.
- 26. Книга «Философия»,Спиркин,стр.106
- 28.Книга «Философия»,Спиркин,стр.108
- 36 Проблема бытия в философии
- 37 Многообразие форм бытия
- 38 Пространство и время как атрибуты материи
- 39 Проблема движения в философии. Состояния и формы движения.
- 40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
- 41 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 42 Закон единства и борьбы противоположностей
- 43 Закон отрицания отрицания
- 44 Категории причины и следствия.
- 45 Необходимость и случайность
- 46 Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 47 Единичное, особенное, общее.
- 48 Объективная и субъективная диалектика
- 49 Детерминизм и индетерминизм
- 54. Антропосоциогенез.
- 58 Сознание и бессознательное.
- 59 Проблема познания в философии
- 60 Чувственное и рациональное познание и их основные формы
- 61 Интуиция как особый род познания
- 62 Философское учение о знании.
- 63 Проблема истины.
- 64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.
- 65. Заблуждение и ложь. Их источники
- 66. Философские. Общенаучные и частные методы познания.
- 67. Критерии истины.Роль практики в познании
- 68. Логическая культура мышления
- 69. Наука как общественное явление.Научные революции и смена
- 70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
- 71. Понятие информационного общества и его характеристики.
- 72. Глобальные проблемы современности
- 73. Философия блаженного августина
- 74. Философское воззрение фомы аквинского