logo
1-74_filosofia

3)Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Познавательнаяодна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Аксиологическая функция заключается в том ,чтобы достаточно адекватно оценить вещи и явления окр.мира.

4)Философия как мировоззрение возникло на том этапе развития общества,когда человечество уже накопило опред.знания и опыт и поэтому до философии существовали более ранние формы мировоззрения ,кот. Можно считать источниками философии.

Самой первой формой общ. Сознания и источником философии можно считать мифологию.

Как правило,мифы пытаются дать ответы на след. Вопросы:

-происхождение земли,вселенной и человека.

-объяснение природ. Явлений

-жизнь,судьба,смерть человека

-вопросы этики,чести,нравственности.

Основными чертами мифа явл-ся:

-очеловечевание природы

-наличие фантаст.Богов,ихобщение,взаимодействие

-отсутствие абстрактного мышления

-нацеленность мифов на решение хоз. Вопросов

Второй источник- это религия.Основ. целью религии явл-сяпреодаление человеком изменчивости своего существования и приобщение его к чему-то вечному,абсолютному.

Основными функциями религии явл-ся:

-мировоззренческая

-объединительная

-культурологическая

-нравственно-воспитательная

Религия также создает свою картину мира .Глав. признак религ. Картины мира –это разделение мира на естеств. И сверхъестеств. При абсолютном господстве сверхъестественного.

Для религиозной картины мира христианства ,иудаизма и ислама хар-ны след. Общ. Черты :

-трехярус .строение мира

-противопоставление земного небесному

-креационизм-творение мира Богом из ничего

-эсхатология-учение о конце света

Несколько иное видение мира представлено в буддизме.Согласно буддизму бытие делится на 31 уровень сущ-я и на этих уровнях пребывают всевозможные сущ-ва ,такие как демоны,боги,люди.

По мере развития челов. Общества появл-ся новая форма освоения мировоззренч. Проблем ,а именно философ. Мировоззрение .

Существуют след. Типы мировоззрения:

-Космоцентризм-философ. Мировоззрение,в основе которого лежит объяснение окр. Мира через всесильность и бесконечность внеш. Сил(космоса) и согласно которому все существующее зависит от космоса и космич. Циклов.Такимиявл-сядревнеинд.,древнекит.,и древнегреч. Фил-я.

-теоцентризм-тип фил. Мир-я,в основе кот. Лежит объяснение всего существующего через господство необъяснимой сверхъестеств. Силы,а именно-Бога.(средневек. Фил-я)

-антропоцентризм-тип фил. Мир-я,в центре кот. Стоят проблемы человека.(фил. Возрождения,Нов. Времени)

Фил-я имеет сложную стр-ру и во многом она субъективна,т.к. несет на себе отпечаток личности философа.