58 Сознание и бессознательное.
Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.
Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т. п.
Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных. Сознанию кажется, что оно формирует свое содержание свободно, тогда как на самом деле это содержание обусловлено влиянием каких-то причин, о которых само сознание не знает. Непроясненность для сознания своих детерминант создает основу для человеческого рабства. Человек перестает быть «хозяином» в «своем собственном доме», в пространстве своего сознания. Прояснить природу бессознательного и тем самым освободить людей от его диктата, расширить поле их свободы - такую смысложизненную трактовку этой проблемы давали многие мыслители, прежде всего
3. Фрейд.
3. Фрейд считал, что скрытыми детерминантами сознания являются неосознаваемые переживания конкретных индивидов. В упрощенной форме суть его учения можно выразить следующим образом. В человеке живет великая сила - бессознательное, или «Оно». Этой силой управляет либидо - психическая энергия сексуальных влечений. Кроме «Оно» в структуре духовного опыта человека присутствуют общественные нормы и правила, т.е. «Сверх-Я», или культура. Она выполняет репрессивные функции: ограничивает свободу человеческих инстинктов. «Я» человека находится под давлением «Оно» и «Сверх-Я» и в результате оказывается заложником сил, не подчиняющихся сознанию «Я». Задача человека - найти состояние динамического равновесия между этими бессознательными силами. В противном случае неизбежен трагизм человеческого существования. Возвестив человеку о существовании «Оно», Фрейд требовал постоянной работы по превращению «Оно» в «Я». Он был уверен, что единственно возможным нормальным путем для человечества в будущем должен стать путь постоянного. З.Фрейд считал, что бессознательное - причина человеческого духовного рабства. Как врач-психотерапевт, он пытался «вылечить» пациентов от несвободы, проясняя в каждом отдельном случае те бессознательные мотивации, которые определяли поведение людей, их душевные расстройства. Он исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, если помочь ему осознать его индивидуальное бессознательное.
В XX в. репрессивные функции «Сверх-Я» заметно ослабли, что привело к нарушению динамического равновесия между «Оно» и «Сверх-Я». Восторжествовала анархия разнузданного «Оно», крестовый поход которого на сознание «Я» стал реальным фактом. Если следовать логике З.Фрейда, то укротить буйство «Оно» в культуре можно только одним способом: усилить репрессивные функции культуры и тем поставить на пути разрастания диктата «Оно» сдерживающие преграды. В противном случае, как это и предсказывал З.Фрейд, человечеству грозит опасность духовного варварства.
Итак, человеческое сознание можно определить, во-первых, как способность человека овладевать индивидуальными умениями и навыками человеческой активности, проявляющими себя в общении, учебе, игре, труде и творчестве; во-вторых, как совокупность интеллектуальных способностей человека, главными из которых являются способности, знания, суждения, воля и понимание; в-третьих, как творческое начало человеческого разума, содержащее программу развития индивида и меняющее ее в зависимости от накопленного опыта; и, наконец, в-четвертых, как субстанцию, связывающую человека со всей Вселенной, мировым информационным полем, всемирным разумом в единую мыслящую систему.
- 1)Фил-я как мировоззрение.
- 2)Структура фил.Знания
- 3)Функции философии
- 5)Метафизика
- 7)Идеи философии Др. Китая
- 8. Основные направления древнеиндийской философии
- 9. Философия конфуция
- 10. Основные идеи философии даосизма
- 11. Осовные характеристики древнегреческой философии
- 12. Милетская школа древнегреческой философии
- 13. Основные характеристики эллейской философии
- 14. Философия сократа
- 15)Философия Платона
- 16) Вклад Аристотеля в развитие мировой философии
- 2. Философию Аристотель делил на три вида:
- 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- 17)Философия Эпикура
- 18)Особенности скептицизма как течения древнегреческой философии
- 19)Основные положения стоицизма как направления древнегреческой философии
- 20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
- 21)Основные черты средневековой философии.
- 26. Книга «Философия»,Спиркин,стр.106
- 28.Книга «Философия»,Спиркин,стр.108
- 36 Проблема бытия в философии
- 37 Многообразие форм бытия
- 38 Пространство и время как атрибуты материи
- 39 Проблема движения в философии. Состояния и формы движения.
- 40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
- 41 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 42 Закон единства и борьбы противоположностей
- 43 Закон отрицания отрицания
- 44 Категории причины и следствия.
- 45 Необходимость и случайность
- 46 Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 47 Единичное, особенное, общее.
- 48 Объективная и субъективная диалектика
- 49 Детерминизм и индетерминизм
- 54. Антропосоциогенез.
- 58 Сознание и бессознательное.
- 59 Проблема познания в философии
- 60 Чувственное и рациональное познание и их основные формы
- 61 Интуиция как особый род познания
- 62 Философское учение о знании.
- 63 Проблема истины.
- 64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.
- 65. Заблуждение и ложь. Их источники
- 66. Философские. Общенаучные и частные методы познания.
- 67. Критерии истины.Роль практики в познании
- 68. Логическая культура мышления
- 69. Наука как общественное явление.Научные революции и смена
- 70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
- 71. Понятие информационного общества и его характеристики.
- 72. Глобальные проблемы современности
- 73. Философия блаженного августина
- 74. Философское воззрение фомы аквинского