logo
1-74_filosofia

61 Интуиция как особый род познания

ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri—глядеть), в идеалистической философии (а также у некоторых материалистов—Спинозы) непосредственное познание, получаемое путем простого созерцания без помощи логических суждений и доказательств. В истории философии и психологии мы можем найти различное истолкование и понимание интуиции, однако общей чертой всех теорий и является противопоставление интуиции как непосредственного познания дискурсивному (или рассудочному) мышлению, как познанию логическому, опосредствованному понятиями. Диалектический материализм отвергает отделение непроницаемой стеной непосредственного познания от опосредствованного. Для диалектического мышления непосредственность знания отнюдь не исключает его опосредствования. Абсолютно непосредственного знания, свободного от опосредствования суждениями и понятиями, не существует. В связи с этим диалектический материализм не признает интуицию как особой формы познания.

Все теории интуитивного познания можно разделить на две основные группы:

1) теории, понимающие интуицию как способ познания, практически применяемый всеми людьми;

2) теории, считающие интуицию особым, высшим родом познания, доступным лишь исключительным личностям (выдающимся философам, ученым, художникам, мистикам) и притом не всегда, а в минуты духовного просветления или озарения. Существуют также и теории, занимающие промежуточное положение между этими двумя группами.

Понимание интуиции как нормального способа познания мы находим у Декарта, Локка, Лейбница и у представителей т. н. «Шотландской школы»—Шефтсбери, Гутчесона и др. Декарт понимал под интуицией непосредственное усмотрение каждым из нас очевидных истин, не нуждающихся -в доказательстве. «Всякий из нас,— писал он,—может интуитивно постичь, что он существует и мыслит, что треугольник ограничивается тремя линиями, что шар имеет только одну поверхность, и другие подобные им истины». К этой концепции близко примыкали Локк и Лейбниц. «Если мы станем размышлять о своих способах мышления,—говорит Локк в своем «Опыте о человеческом разуме», — то найдем, что иногда душа воспринимает соответствие или несоответствие двух идей непосредственно от них самих, без вмешательства каких-нибудь идей..., ибо душа не нуждается при этом в доказательстве либо изучении, но воспринимает истину, как глаз воспринимает свет, через одно направление на нее».

Несколько иной смысл вкладывали в понятие интуиции Шефтсбери и Гутчесон. Они считали, что моральное и эстетическое чувства не могут быть поняты дискурсивным мышлением и познание, которое они нам дают, является непосредственным восприятием или простой интуицией. Интуиция следовательно понималась ими как особый род познания, не имеющий никакого сходства с рассудочным познанием. Идеи Шефтсбери и Гутчесона были восприняты и развиты Ж. Ж. Руссо и через него оказали известным образом влияние на Канта (что отразилось на его «Критике способности суждения») и в особенности на Якоби, причем у последнего понимание интуиции принимает уже довольно ясно выраженный мистический колорит. По учению Якоби, человек обладает двумя основными способностями: рассудком и интуицией. Рассудок не может доказать наличие бога, а внутренняя интуиция не оставляет на этот счет никаких сомнений; рассудок разрушает веру в свободу, а интуиция считает свободу бесспорным фактом; рассудок сводит природу к явлениям, а непосредственное восприятие (интуиции) вскрывает ее целостную реальность.

Совершенно законченный мистический характер интуиция приобретает у Шеллинга, на мировоззрение которого оказало большое влияние учение Плотина. Учение Шеллинга (а непосредственно Плотина) оказало- в свою очередь влияние и на французскую философию. К видным философам 19 и 20 вв., воспринявшим мистическое учение об интуиция, относятся: Мен-де-Биран, Равессон, Бутру и Бергсон. Мистическая интуиция, по учению философского родоначальника мистики—Плотина,—это особый род познания, посредством которого душа познает истинное бытие «Я», редкие моменты мистического экстаза, когда она освобождается от материальных пут и возвращается в лоно бесконечного разума.

Плотиновское понимание интуиции лежит в основе позднейших мистических учений. Французский философ идеалист Делакруа следующим образом характеризует мистическую интуицию: «Интуиция состоит в известного рода экзальтации, которая связана с уничтожением чувства обыкновенного Я... В интуиции душа есть то, что она знает, и знает она то, что она есть... Отсюда трудность уложить эту интуицию в определенные формы чувства и познания. Она вовсе не есть познание, если понимать под этим словом логические построения представлении; она вовсе не чувство, если подразумевать под этим словом сознание органических состояний или сознания.—Мистик присутствует при возникновении вещей. Он помещается внутри основного и отдается его власти (se laisse porter par lui). Он пробегает таким образом все формы бытия... Он действует с бесконечной силой, он чувствует радость творения, тайны зарождения, он порождает внутри самого себя основную реальность. Он переносит свою собственную реальность в творческую первосущность. Последняя фаза мистицизма—это тождество интуиции и действия».