11. Осовные характеристики древнегреческой философии
1. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием "античная философия".)
Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа.
• демократический — VII — V вв. до н. э.;
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;
• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.
2. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":
• милетской школы — "физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
• Гераклита Эфесского;
• элейской школы;
• атомистов (Демокрита, Левкиппа);
• некоторых иных философов.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.
Классический (сократический) период — время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса).
К данному этапу относятся:
• философско-просветительская деятельность софистов;
• философия Сократа;
• зарождение "сократических" школ;
• философия Платона;
• философия Аристотеля.
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":
• меньше уделяли внимания поиску первоначала;
• допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего
(Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
• положили начало спору между материализмом и идеализмом;
• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
• от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
• внесли вклад в развитие логики;
• вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).
Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно:
• распространение антиобщественной философии киников;
• зарождение стоического направления философии;
• деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
• философия Эпикура и пр.
Отличительные черты эллинистической философии:
• кризис античных моральных и философских ценностей;
• снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
• поиск физической и духовной опоры в самом себе;
• стремление к отрешению от действительности;
• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
• признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного
человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Наиболее известными философами римского периода являлись:
• Сенека;
• Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.);
• Тит Лукреций Кар;
• поздние стоики;
• ранние христиане.
Для философии римского периода было характерно:
• взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках рим-
ской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой);
• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
• влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
• близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
• повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то есть невозмутимости);
• преобладание идеализма над материализмом;
• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
• рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
• постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию.
3. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности:
• материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
• древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
• стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
• допускалось существование богов;
• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
• были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.
- 1)Фил-я как мировоззрение.
- 2)Структура фил.Знания
- 3)Функции философии
- 5)Метафизика
- 7)Идеи философии Др. Китая
- 8. Основные направления древнеиндийской философии
- 9. Философия конфуция
- 10. Основные идеи философии даосизма
- 11. Осовные характеристики древнегреческой философии
- 12. Милетская школа древнегреческой философии
- 13. Основные характеристики эллейской философии
- 14. Философия сократа
- 15)Философия Платона
- 16) Вклад Аристотеля в развитие мировой философии
- 2. Философию Аристотель делил на три вида:
- 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- 17)Философия Эпикура
- 18)Особенности скептицизма как течения древнегреческой философии
- 19)Основные положения стоицизма как направления древнегреческой философии
- 20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
- 21)Основные черты средневековой философии.
- 26. Книга «Философия»,Спиркин,стр.106
- 28.Книга «Философия»,Спиркин,стр.108
- 36 Проблема бытия в философии
- 37 Многообразие форм бытия
- 38 Пространство и время как атрибуты материи
- 39 Проблема движения в философии. Состояния и формы движения.
- 40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
- 41 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 42 Закон единства и борьбы противоположностей
- 43 Закон отрицания отрицания
- 44 Категории причины и следствия.
- 45 Необходимость и случайность
- 46 Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 47 Единичное, особенное, общее.
- 48 Объективная и субъективная диалектика
- 49 Детерминизм и индетерминизм
- 54. Антропосоциогенез.
- 58 Сознание и бессознательное.
- 59 Проблема познания в философии
- 60 Чувственное и рациональное познание и их основные формы
- 61 Интуиция как особый род познания
- 62 Философское учение о знании.
- 63 Проблема истины.
- 64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.
- 65. Заблуждение и ложь. Их источники
- 66. Философские. Общенаучные и частные методы познания.
- 67. Критерии истины.Роль практики в познании
- 68. Логическая культура мышления
- 69. Наука как общественное явление.Научные революции и смена
- 70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
- 71. Понятие информационного общества и его характеристики.
- 72. Глобальные проблемы современности
- 73. Философия блаженного августина
- 74. Философское воззрение фомы аквинского