54. Антропосоциогенез.
Основы современной научной теории антропогенеза были заложены английским естествоиспытателем Дарвиным. (1809 –1882). Он первым указал на близость человека и африканских человекоподобных обезьян (горилла, шимпанзе, макака) и выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка. Подсчитано, что у человека и гориллы 385 общих анатомических признаков, у человека и шимпанзе – 369. Среди них такие как группа крови, резус-фактор, структура гемоглобина. Это родство особенно наглядно выступает в структуре ДНК – у человека и шимпанзе 92% сходных по структуре генов., у человека и гибона – 76%.
В настоящее время, как думают ученые, род человека зародился в Восточной Африке. В результате геологической катастрофы наши предки разделились на две группы. Члены группы, оставшиеся на возвышенности, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки – это наши ближайшие родственники – шимпанзе и гориллы. Другая группа оказалась на равнине, которая утратила былую влажность и покрылась высокой травой. В этих условиях отбор должен был благоприятствовать особям, наиболее приспособленным к жизни в местности, лишенной деревьев.
Таким образом ,мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды. Из всего сказанного следуют выводы:
Благодаря переходу к двуногому хождению передние конечности постепенно освобождаются. Рука превращается в хватательный орган , облегчая нашему предку возможность манипулировать ветками и камнями
Положение головы постепенно становится уравновешенным при вертикальном положении тела, это создает возможность значительного увеличения обьема головного мозга.
С переходом хватательных функций к рукам облегчается эволюция рта – возрастает подвижность его мышц, а это, в свою очередь, расширяет репертуар произносимых звуков.
Более 2 миллионов лет назад появились первые признаки очеловечевания. Их носителем был человек умелый, так как он впервые начал изготавливать орудия труда. Охота становится организованным процессом. Строятся убежища, дети дольше остаются около матери, постепенно развивается общественный образ жизни.
С появлением человека прямоходящего 1,5 миллиона лет назад начинается миграция в сторону Азии, а затем Европы. Миграция в Европу связана с успехами в овладении огнем.
И наконец, 2000000 лет назад появляется человек разумный. Первым его представителем был неандерталец. Примерно 65000 лет назад неандерталец окончательно уступил место линии нашего непосредственного предка кроманьонца. Их потомки 40000 лет назад заселили северную часть Европы, а затем обе Америки и Океанию
Выделение человека и животного мира включает в себя процесс становления качественно новых чисто человеческих форм деятельности.
труд как целесообразная деятельность по преобразованию предметов природы.
членораздельная речь и язык, который обеспечил наивысшую эффективность в обмене информацией между людьми.
Исследователи не пришли к единому мнению относительно того, в какой момент возник язык. Некоторые авторы считают, что это произошло 2 миллиона лет назад, когда человек умелый начал изготавливать орудия труда. Разнообразие этих орудий и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка. По мнению других, навыки могли передаваться в результате простого подражания, подобно тому, как детеныши шимпанзе перенимают у взрослых особей способы ловли некоторых насекомых. Эти авторы считают, более правдоподобным, что речь начала развиваться уже в эпоху, когда потребность в ней стала настоятельной, а это произошло 75 тысяч лет назад, когда наступление льдов резко изменило среду обитания человека. По мере того, как люди осваивали тот или иной образ жизни, все больше возрастала необходимость передавать информацию не с помощью криков и урчания, а каким-то иным способом.
Вероятно, этот вопрос будет решен не скоро, так как существование речи не может быть установлено по ископаемым останкам скелетов.
3.появление экзогамии, т.е. запрет брачных связей внутри рода Экзогамия приписывает члену рода находить брачных партнеров в других родах. А животное стадо основывается на эндогамии. Причины перехода к экзогамии остаются неясными, но это способствовало изживанию внутривидовой борьбы и влекло за собой установление инцесты – запрет половых связей между кровными родственниками и конспирирование полового акта.
Первые нравственные требования, которые устанавливают нормы взаимоотношений между индивидами в рамках общины и положили начало формированию духовно-нравственных ценностей культуры.
Каковы же эти требования?
А) запрет на кровосмесительные связи.
Б) запрет на убийство соплеменника.
В) требование поддержки жизни соплеменника.
Простейшие нравственные требования образуют постоянный фундамент, на котором возвышается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм.
Появление 40000 лет назад человека современного вида означает завершение антропогенеза. С этого момента никаких видимых изменений в облике человека не зафиксировано, но вопрос о том. продолжается ли эволюция человека как биологического вида, остается открытым.
Большинство ученых,исследующих эволюцию, склонны считать, что она практически закончилась, так как потеряли свое значение внутривидовая борьба и естественный отбор. Но нельзя упускать из виду, что помимо этих механизмов эволюции в возникновении новых видов существенную роль играют мутации, вызываемые различными воздействиями на гены. В настоящее время усиливается химическое и радиационное воздействие на человека, а это несет в себе много неизвестного.
С появлением человека разумного начинается новый этап в развитии жизни на земле, деятельность человека постепенно приобретает планетарные масштабы. Законы биологической эволюции заменяются на законы социально-экономического развития. Процесс развития человека – антропосоциогенез. Это не означает, что биологические факторы полностью утратили свое значение, ибо человек остается живым существом.
Одной из сторон человеческого существования, где проявляется действие биологических законов является продолжительность жизни. Индивида. Разными специалистами она определяется в больших интервалах – от 90 до 150 лет. В масштабах исторического процесса наблюдается тенденция увеличения реальной продолжительности жизни человека. В древности она составляла 20-22 года. В 18 веке она увеличилась до 30 лет. К началу 20 века в странах Западной Европы она достигла 56 лет. На исходе 20 века в развитых странах средняя продолжительность жизни составляет 70 75 лет., в слаборазвитых странах - 35 лет. В России средняя продолжительность жизни мужчин 56-57 лет, у женщин – 60 лет. Продолжительность жизни может служить обобщенным показателем , характеризующим уровень цивилизованности и культуры общества. Это переход ко второму вопросу.
В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. В зависимости от ее решения в истории культуры можно выделить две основные тенденции - биологизаторскую и социологизаторскую. Социологизаторская точка зрения исходит из того, что все человеческие качества определяются обществом, социальной средой, окружением человека. А в биологизаторском подходе подчеркивается значение природных врожденных качеств человека, его близость к животным. Эта проблема остается нерешенной до конца и поныне. Остаются спорными и такие вопросы как нравственная природа человека, возможности и границы самовоспитания, общие закономерности человеческой деятельности.
Вопрос о нравственной природе человека выливался в спор об изначальной добродетельности и аморальности человека. Сократ, например, считал, что человек по природе добр и совершает зло лишь по незнанию. Французский просветитель Руссо также развивал идею о том, что естественный человек добродетелен, не знает лжи, подлости, корыстолюбия, эти пороки прививает ему современная цивилизация, общество извращает естественную природу человека.
В то же время существует противоположный взгляд, согласно которому человек по природе зол. Так считал, например, Кант.
В христианстве важное место занимает тезис о первородном грехе, которым отмечен каждый человек и потому каждый человек изначально грешен.
Существует теория врожденной преступности итальянского врача Ламброзо, который разработал на основе антропологических измерений таблицу признаков потенциального преступника. Согласно этой теории, человек, обладающий рядом физических признаков, таких как сплющенный нос, редкая бородка, низкий лоб, большие выдвинутые челюсти, обязательно станет преступником.
В наши дни Лоренц, американский этолог, утверждает, что в человеческом поведении неизменно действует врожденный инстинкт агрессивности.
В современной философии все больше утверждается позиция, согласно которой биологическая природа человека не предопределяет нравственной стороны его поведения. Человек по природе своей не ангел и не зверь, но он обладает способностями, которые могут реализоваться через творение добра или зла., то есть в моральном или аморальном поведении человека нет фатальной предопределенности. Биологическая природа человека составляет необходимую базу и предпосылку формирования человеческих способностей и они становятся действительными только в силу действия социальных факторов.
Для научного понимания человека фундаментальное значение имеет вопрос об источниках активности человека, о силах, побуждающих его к деятельности, в которой совершается процесс его самореализации. На первый взгляд этот вопрос разрешается простым наблюдением – человек действует, побуждаемый своими желаниями, то есть когда он голоден, он ищет пищу, когда ему холодно, он укрывается в жилье. Таким образом, к поступку человека побуждают непосредственные мотивы как определенные эмоциональные состояния. Но наблюдается масса действий, которые человек совершает даже вопреки своим непосредственным желаниям, он способен преодолеть страх, голод, он может отказаться от удовольствия ради определенной цели. В данном случае человеком руководят не мотивы, а интересы. Интерес – это понимание необходимости каких-либо действий ради осознаваемой цели.
Но за мотивами и действиями стоят более глубокие по своему действию силы, которые в философии определяются как потребности. Потребность означает противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека. Самый простой пример – жажда. Ее можно утолить простым стаканом воды. Но такое утоление жажды не ликвидирует потребности человека в воде. По своему характеру потребность человека представляет сплав биологического и социального. В основе всякой потребности лежит соответствующее природное влечение, то есть врожденный инстинкт. Все природные инстинкты человека можно разделить на три группы - витальные инстинкты, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма –т самосохранения, половой. Пищевой и т.д. Затем – инстинкт общения или контакта с себе подобными и наконец познавательный инстинкт.
Каждый из природных инстинктов лежит в основе целой группы потребностей и служит исходным пунктом для их развития до высочайшего духовного уровня. Действие природных влечений обеспечивается наследственными программами поведения, закодированными в генах человека. В отличие от животных наследственные генетические программы поведения человека не имеют жесткой строгой заданности, они как бы предполагают определенную степень свободы поиска в реализации целей и удовлетворения потребностей.
Необходимым условием развития человека являются и социальные способы передачи человеческого поведения через членораздельную речь.
Итак, подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
1.Каждый человек, появляясь на свет, обладает только некоторыми инстинктами. В процессе а) индивидуального развития, б) под воздействием окружающей его культурной среды, в) воспитания он обретает свою собственную природу.
2 В каждую историческую эпоху индивид как бы повторяет весь путь развития цивилизации, овладевая соответствующими формами и способами деятельности
Сущность человека определяется в виде совокупности постоянных признаков, характеристик человеческой деятельности. Эта совокупность включает в себя следующие признаки: а) творческий созидательный характер человеческой деятельности, б) общественный характер человеческой деятельности (кооперация, соединение энергии многих индивидов) в) сознательность и разумность человеческой деятельности, г) универсальность человеческой деятельности, т.е. умение осваивать все новые и новые сферы и способы деятельности).
55.
Центральное место в философии занимают вопросы о природе и сущности человека, о соотношении в нем биологического и социального, то есть животного и человеческого, о свободе и зависимости человеческого поведения, о смысле жизни и предназначении человека. В данный момент философы, изучающие природу человека, говорят о том. что. Очевидно, человек как вид обречен на гибель, так как человек в некотором роде – аномальное существо. Это выражается в следующем:
1.Животные действуют так, как записано в их генетической программе – например, пауки безошибочно мастерят орудия лова, птицы совершают дальние перелеты без навигационных приборов,. а инстинкты человека часто неорганичны. Например, вся практика мировой цивилизации направлена на то, чтобы люди получали сексуальное удовлетворение без получения потомства.
2. У животного все отправления тела и психологические реакции нормальны и естественны. Они ищут пищу и бегут от опасности и не испытывают удовольствие от того, что кто-то причиняет ему боль. У людей же могут возникать патологические связи. Когда они могут кого-то мучить просто потому. Что у них возник душевный дискомфорт.
3. Человек – единственное на свете создание, которое убивает себе подобных. В животном мире инстинкт подсказывает победителю не посягать на жизнь, и только люди способны стрелять в того, кто поднял белый флаг Все это требует объяснения..
И первый вопрос, который интересует человека, является вопрос о происхождении человека. На этот вопрос есть много вариантов ответов, каждый из которых не является полностью достоверным.
Первый ответ на этот вопрос дали первобытные формы религии и мифы – многие из них видят предков человека в известных им животных, растениях, отдельных частях ландшафта ( гора, водоем, дерево). Таков смысл одной из древнейших форм религии – тотемизма. Мифологические предки людей в большинстве случаев носят имена животных, отсюда существуют определенные обряды их почитания, запрета на употребление в пищу его мяса.
Второй ответ на вопрос о происхождении человека дали так называемые антропологические мифы. Они отвечают на вопросы: кто, из чего и как создал первых людей?
Приведем примеры.
В древних новозеландских мифах говорится о то, что все люди были рождены небом и его супругой землей.
В древнеегипетском мифе Бог плодородия Хнум создал человека из глины на гончарном круге
Эскимосы Аляски считали. Что людей создал Ворон. Первого мужчину он создал из бобового стручка, животных он вылепил из глины. Сначала Ворон создал горных козлов, потом оленей, потом – женщину.
На Новой Гвинее распространен миф о создании первого поколения людей из червей.
Такой же версии придерживается древнекитайский миф о Пань Гу . Он рос 18 тысяч лет, а потом скончался. Из частей Пань Гу образовались Земля, луна, Солнце и все остальное в этом мире. В людей превратились паразиты, живущие в его теле.
Третий ответ на вопрос о происхождении человека дает религия. Уже а первых страницах Библии говорится, что Бог создал человека из праха земного. Слово «Адам» было нарицательным и означает «Человек». Древнееврейское слово «Адама» означает «земля» и «прах».
Итак, по библейским сказаниям Адам – первый человек и отец рода человеческого. Он не рожден, а сотворен и этим отличается от всех будущих людей. Прожил Адам 930 лет и умер за 726 лет до Великого Потопа.
Четвертый ответ. Находившиеся на самых разных уровнях культуры племена и народы пытались дать генетическое объяснение своему подозрительному сходству с обезьянами.
Так, люди одного из индийских племен полагали, что происходят от Бога – обезьяны Ханумана, который способен летать, именять свой облик и размеры. Обладает силой , позволяющей ему вырывать холмы и горы из земли.
Согласно некоторым мифам, процесс превращения обезьян в человека происходит не сразу, а в течении нескольких поколений. Некоторые племена Тибета вели свое происхождение от двух необыкновенных обезьян, превращенных в людей для того, чтобы заселить царство снегов. Они научились пахать и сеять хлеб, у них постепенно исчезали хвосты и шерсть. Окончательно они стали людьми, когда обрели дар речи и стали прикрывать тело подобием одежды.
Пятый ответ или пятая версия. Идея палеовизита. К началу 20 века выявились 3 версии. Они есть и сейчас.
А) посещения не было, так как нет никаких следов.
Б)посещение не исключено, но следов пока не обнаружено.
В)посещение было и доказательства есть.
Циолковский, например, считал, что посещение было, а его следы скрываются в недоступных для человека местах, например, в море.
В начале 60 годов советский математик Агрест и американский астрофизик Саган сформулировали гипотезу о палеовизите . Агрест обратил внимание на следующие неоспоримые факты :библейские тексты о пришествии на землю неземных существ, гигантская каменная терраса в Ливане, построенная неизвестно кем и зачем, рисунок «космонавта» на скалах в Северной Африке. Сложность проблемы заключается в том, что настоящие ученые, историки, этнографы, мифологи не проявили к гипотезе палеовизита интереса и этой проблемой занялись дилетанты. Гипотеза палеовизита трансформировалась в идею о внеземном происхождении человечества. Наиболее известный сторонник этой идее – швейцарский исследователь Деникен. («Воспоминание о будущем» Его теория сводится к следующему:Посланцы внеземных цивилизаций посещали землю неоднократно. Во время первого визита они оценили обстановку, выбрали из всех животных наиболее перспективных с точки зрения возможного умственного развитияи внесли в их наследственность целенаправленные изменения, Сначала пришельцы создали только одну мужскую особь, а затем, взяв от нее клеточные структуры, вырастили женскую.Первая пара людей какое-то время была изолирована от контактов с внешним миром, для чего помещена в специальную резервацию. (рай). Во время второго визита пришельцы изучили полученные результаты и остались недовольны .Они уничтожили всех людей, а у оставшихся откорректировали генетические структуры. С тех пор и начался настоящий прогресс человеческого рода. Общаясь с пришельцами и видя их превосходство во всем люди обожествляли их и при этом сохранили воспоминания о контактах с инопланетянами в мифах.
56.
Смысл жизни человека как философская проблема.
Актуальность данной темы определяется следующим:
Существуют разные понимания смысла жизни - обыденное, религиозное, научное.
Жизнь – это всеобщий эквивалент таких ценностей как свобода, порядочность. Честь, любовь.
От глубины понимания смысла жизни самим человеком зависит и жизнь человека – она может быть трагедией, комедией, драмой.
У человека существует врожденное чувство страха смерти, заложенное природой. Хотя человек инстинктивно отвергает смерть, она является законом жизни. Для преодоления этого страха смерти очень важным является уяснение себе смысла жизни.
Сама жизнь связана с противоречием между конечным и бесконечным, при этом человек чаще всего задумывается о смысле жизни в пограничных для себя ситуациях – во время голода, болезни и т.д.
Жизнь как ценность связана не только со свободой человека, но и со способом смерти. Достоинство человека не только тем, как он жил, но и тем, как он умирал
Существует проблема самоубийств. Марксистская философия отвергала самоубийства как пережиток капитализма. Однако сейчас Россия занимает одно из первых мест по самоубийствам. Существует даже единица измерения самоубийств – в России такая цифра составляет 22 самоубийцы на 1 тысячу человек.
Существует специальная наука о смерти – танатология. Она различает разные виды самоубийств. Например, диалогическое самоубийство – когда человек хочет своим С. наказать кого-то или монологическое С. – когда человек винит во всем себя.
Религиозная философия считает, что смысл жизни предопределен Богом. Понять смысл жизни можно, лишь следуя его заповедям. Земная жизнь – лишь подготовка к вечному бытию в другом мире. Это приносит человеку утешение и спасение.
Римский философ Сенека писал, что смысл жизни человека во многом зависит от эмоциональной оценки человеком окружающего мира. «Ты несчастлив настолько, насколько чувствуешь себя несчастным». Если нельзя изменить обстоятельства, нужно изменить отношение к этим обстоятельствам. Если я обеднею, я окажусь среди большинства. Если я умру, я не буду болеть.
Немецкая классическая философия в лице Канта отмечала, что смысл жизни находится не вне человека, а внутри него. Смысл жизни складывается под влиянием следующих нравственных законов:
1.Действуй так, чтобы человечество в твоем лице и в лице всякого другого всегда употреблялось как цель и никогда как средство.
2 действуй лишь по тому правилу, которое ты бы хотел сделать всеобщим законом.
3.Действуй так, чтобы все правила согласовывались в одно царство цели, и это на практике явилось бы царством свободы.
Фихте писал, что смысл жизни – это достижение человеком полного согласия с самим собой, когда человек из простого продукта природы превращается в свободную разумную личность.
Шопенгауэр сформулировал принципы, которых должен придерживаться человек, чтобы понять смысл жизни.:
Мудрец должен искать не наслаждений, а отсутствия страданий . Наслаждений ищет только глупец и находит разочарование.
Реально достоверным является лишь настоящее , а будущее всегда оказывается не таким, каким его себе представляешь.
К жизни не следует предъявлять слишком высокие требования.
Всякое ограничение способствует счастью, чем уже круг наших знаний, тем мы более счастливы.
Довольствоваться самим собой. Быть для себя всем и иметь право сказать – все мое ношу с собой.
Никогда не будет счастлив тот, кто завидует другим. Зависть людей показывает, насколько они несчастны.
Физическая жизнь возможна лишь при постоянном движении, духовная жизнь также требует постоянного движения – либо мысли, либо дела.
Чтобы хорошо прожить свой век нужна изрядная доля осторожности и снисходительности. Осторожность нужна, чтобы сохранить нас от потерь, а снисходительность – чтобы оградить нас от ссор.
Надо остерегаться составлять очень хорошее мнение о человеке, когда только что с ним познакомился. Истинный характер человека проявляется в мелочах, когда человек не следит за собой.
Всегда надо соблюдать следующую мудрость: «Чего не должен знать враг, не говори и другу.»
Философия экзистенциализма.
С точки зрения Э. Смысла жизни нет и не может быть, так как естественное качество истории – это ее абсурдность и бессмысленность. В человеческой истории нет ответа на вопрос, ради чего следует жить С помощью научных доводов человек не в состоянии справиться с отчаянием от бессмысленности жизни. Поэтому необходимо следующее:
1.Преодолеть основную установку на смысл жизни.
2.Изменить тип человеческих ожиданий.
3.Преодолеть иллюзию о том. что мир предрасположен к человеку, а человеческая история – это сказка со счастливым концом.
Прагматизм.
Существует ранний и современный прагматизм.
Ранний прагматик Джемс писал, что смысл жизни для человека неясен, его учат писать, читать, но не учат, во имя чего надо жить, и поэтому поведение человека напоминает поведение собак и кошек в библиотеке.
Современный американский прагматизм исходит из того, что смысл жизни человека заключается в максимальной полезности своей деятельности с помощью подходящих средств.
Принципы прагматизма:
1.Человек сам создает себе действительность, сам строит свою судьбу.
2. Объективно истинны лишь те мысли и идеи, которые полезны для человека и имеют практическое значение.
3.Возможности должны быть равными у всех людей, но равенство результатов использования этих возможностей никем не может быть гарантировано.
Системный анализ смысла жизни.
Существует обыденное и научное понимание смысла жизни. Обыденное понимание связано с поисками ответов на следующие вопросы: кто меня накормит? Кто меня защитит? Кто меня научит? Кто меня погубит?
Научное или теоретическое понимание смысла жизни может быть связано с удовлетворением следующих потребностей :биологических, психологических, познавательных, социальных, духовных, с помощью которых определяется цель жизни, ценности жизни и мотивы жизни.
Философское понимание смысла жизни заключается в том, что выбор смысла жизни зависит от следующих факторов: возраста, пола, уровня культуры, степени удовлетворенности биологических потребностей, степени удовлетворения духовных потребностей, здоровья, вероисповедания, степени автономии человека от общества, от характера общественно-политического строя. Хотя смысл жизни не носит комплексного характера, все же он может выступать как какая-то одна цель – счастье, труд, любовь и т. д.
Дискуссионные материалы.
В журнале «Чудеса и приключения» № 1 за 2002 год опубликована статья Л. Авилова «Мы – всего лишь роботы». Выскажите свою точку зрения на те мысли, которые излагает автор. Согласны ли Вы с ним?
Одна из величайших тайн, давно мучающих человечество. – тайна его предназначения. Л. Толстой пришел к убеждению о бессмысленности нашего существования.
Не находя в земном мире ответа на вопрос, зачем существует человек, еще в древности мудрецы обратили взоры в космос, полагая, что управление всеми жизненными процессами идет оттуда.
Согласно Библии, Бог создал человека для владычествования над всем ранее созданным животным миром. Ну а зачем, собственно, ему были нужны и животный мир и его владыка, тем более, что от него Создатель получал сплошные огорчения?
Прошло немного времени со дня сотворения человека. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время… И раскаялся Бог, что создал человека на Земле и воскорбел в сердце Своем…»
В этой ситуации Всевышний принимает решение истребить людей и «гадов, и птиц небесных». Казалось бы, одного Его мановения было бы достаточно, чтобы превратить всю живность земную в прах. Но Господь на это не пошел, а решил исправлять то, что изначально оказалось дефектным. И он спасает самого непорочного человека – Ноя с его семьей и по паре остальных живых существ с их генетической предрасположенностью к порокам. Поэтому естественно, что после потопа жизнь на Земле возвратилась в свое русло. Так, едва начала возрождаться жизнь, как младший сын Ноя совершает величайший грех – насмехается над свои пьяным отцом. Ной проклинает своего сына за это.
В дальнейшем события разворачиваются по прежнему сценарию. Господь за грехи уничтожает Содом и Гоморру и спасает только праведного Лота, но не успел рассеяться дым от сожженных городов, как дочери Лота, напоив отца пьяным, вступают с нив в соитие и таким образом дают жизнь новым дефектным поколениям. То есть появились предпосылки для повторного уничтожения живых существ, но Господь воздерживается от этой меры.
В действиях Господа при внимательном рассмотрении все сводится к созданию обстановки стресса для человека. И эта идеология насаждения вражды между людьми прослеживается во многих религиях, выделившихся из Иудаизма.
Во многих религиях, таких как буддизм, джайнизм, отрицается единый Бог, но признается существование бестелесных существ, проявляющих к человечеству примерно такой же интерес как единый Бог.
Наличие высших сил сейчас не отрицается многими учеными. Так. профессор Харлей высказал мысль, что в Космосе должны существовать великие сущности, разум которых настолько же превышает наш разум, как последний превосходит разум, если его можно так назвать, простого жука, и они принимают деятельное участие в управлении эволюционными процессами Природы.
Своеобразным подтверждением этому служит исследование В.Никитина, который собрал многочисленные свидетельства того, что крупные метеориты, способные при столкновении с Землей, привести к уничтожению животного мира, неожиданно взрываются на подходе к нашей планете и выпадают в виде мелких осколков. Обобщив эти данные, он заключает: «Мы объективно должны прийти к выводу о наличии некоего невидимого и могущественного существа, занимающегося противометеоритной защитой нашей планеты. Механизм ее включился в то время, когда на Земле появились первые особи человека разумного».
Встает вопрос: зачем это существо, кем бы оно не представлялось в воображении человека, -единым Господом, божественными силами природы или инопланетным разумом – защищает нас от вселенских катаклизмов и чего от нас хочет?
Некоторые восточные философы различают семь состояний космической материи – семь ступней ее тонкости. Каждое из них образует свою космическую сферу, свой особый план или мир. Только седьмое – самое низшее и грубое видимо человеческим глазом – это и есть наш физический мир. Шесть высших состояний невидимы и недоступны для нас. Соседствующая с нами шестая сфера – называется Миром тонким или миром чувств, эмоций, желаний.
Многие обстоятельства позволяют предполагать: существа тонкого мира, не воспринимаемые человеческими органами чувств, тем не менее материальны.
Общепризнанно: связующий элемент органической жизни с этими сущностями – Душа. В соответствии с христианскими и исламскими религиозными воззрениями душа ответственна за все поступки человека и в зависимости от них она попадает после его смерти в рай или ад. Из этого следует, что сущность человека фактически сводятся к тому, чтобы взрастить внедренную в него душу и своим поведением подготовить ей вечные блаженства или муки.
В восточных религиях душа представляется уже не как пассивный иждивенец, целиком зависящий от милости носителя, а наоборот, как организатор поведения и всей его жизни. Более того, она, переселяясь из тела в тело, накапливает опыт и достигнув совершенства, удаляется в небеса.
Попробуем провести аналогию. Человек создал трактор, с помощью которого рассчитывает получить большее количество нужной продукции. Теперь представим себе, что трактор сделали мыслящим. В процессе работы он фактически сживается со своим хозяином – трактористом и вполне может отождествлять его с душой. Он скоро сообразит: чем лучше работает, тем больше доволен Хозяин, который, в свою очередь, лучше за ним ухаживает. Но со временем машина начнет понимать, что ее узлы стареют, что скоро ее отправят на переплавку, а душа – тракторист- переселится в новое тело, то есть пересядет на другой трактор. В конце концов и сам хозяин уйдет на биологическую переработку, а его душа по аналогии перевоплотится в другой объект. По-видимому,. наша душа не что иное как представитель сущностей тонкого мира, которые, поселяясь в человеке, преследуют ту же цель, что и человек, усаживающийся в кабину трактора – выработку максимального количества продукции. Остается выяснить – что это за продукция? Ответив на этот вопрос, мы автоматически поймем предназначение человечества.
Живые организмы способны не только улавливать из окружающего пространства поток биоэнергии и использовать для своих целей, но и вырабатывая ее, излучать в Космос. В обиходе принято называть биоэнергию психической энергией. Почти любой из нас знает: после кратковременного стресса человек бывает более изможден, чем после целого дня тяжелого физического труда. То есть живые организмы перерабатывают грубые материальные корма в нужную для деятельности обитателей тонкого мира – элементалов – тонкую энергию. Вполне естественно: они озабочены проблемой более эффективного ее производства. Самый простой способ – повышение численности наиболее продуктивных в этом плане животных – хищников- дает определенный эффект, но требует к тому же многократного увеличения числа травоядных, а следовательно, и растительной массы на планете, что ограничивается климатическими и погодными условиями Другой способ с более высоким кпд – ввод животного в состояние стресса. Но такие ситуации в его жизни крайне редки и кратковременны.
Но вот появились, возможно, не без помощи элементалов, самовозбуждающиеся существа – неандертальцы, в мозгу которых был сформирован своеобразный биокомпьютер, который мы называем сознанием. Оно не имеет никаких физических связей с организмом, но его легко ввести в стрессовое состояние и заставить вырабатывать психическую тонкую энергию. По сути ее производство – это главное и единственное предназначение человечества.
Одним из инструментов получения этой энергии долгое время были различные религии. Несмотря на существенную разницу между ними, все они так или иначе требовали от человека жертвенности, заставляли отказываться от самых естественных желаний , что вступало в противоречие с его интересами, а зачастую с элементарным инстинктом самосохранения. В результате почти всю свою жизнь люди существовали в умеренно стрессовом состоянии , питая психической энергией сущности тонкого мира. Однако потребности в ней возрастали, и религия уже не могла удовлетворить их. Тогда высшие силы сознательно начинают толкать человека на нарушение божественных заповедей и культивировать в нем самые низменные стремления.
Сегодня повсеместно можно слышать о том, что человечество деградирует, утратив всякое понятие о нравственности. Но это вовсе не результат технического прогресса, как принято считать. Мы всего лишь испытываем на себе новые технологии добычи из нас психической энергии.
Процесс нравственного регресса начался не вчера и даже не сто лет назад, а значительно раньше. Еще в античные времена находились честолюбцы, которые во имя необузданного тщеславия, не страшась возможных кар, бросали вызов Богам. Так, при штурме Фив на щите одного из вождей аргосцев Этеокла, был начертан девиз: « Сам Бог Арес не остановит меня!»
В 1У веке до н.э. архитектор Херисфрен полжизни посвятил строительству храма богини Артемиды , причисленного впоследствии к семи чудесам света. Герострат же, чтобы прославиться, сжег его.
В ХУ веке французский мыслитель Монтень ужасается: «В старинных летописях мы не найдем рассказов о более страшных вещах, чем те, что творятся у нас повседневно. Существуют такие чудовища в образе людей, которые рады убивать ради удовольствия …»
Три столетия спустя немецкий писатель Эккертсгаузен вопрошал: « Бывал ли какой век, в котором бы невежество и эгоизм господствовали более, чем в нынешнем?»
Еще через 100 лет князь Е. Трубецкой заключал: «Жизнь в той форме, как она идет на Земле…. Цивилизация не возвышает человека, а часто служит войне и озверению духа. Подъема нет. Биологизм переходи в сатанизм. Это одухотворяется и становится нормой».
Этот краткий обзор деградации человеческого общества завершим выводом Независимой Международной Комиссии по гуманитарным проблемам, представившей в ООН в 1989 году доклад, где говорится: «Бесчеловечность людей по отношению друг к другу – не изобретение нашей эпохи , но никогда еще в истории она не проявлялась с такой силой и размахом.»
В реальность того. что люди - лишь производители биоэнергии для высших сил, легко поверить, если обратить внимание: жизнь требует от человека все больше и больше затрат нервных сил. В относительно спокойном по нашим меркам ХУШ столетии профессор Ковалевский писал: «Наш век по справедливости считается нервным веком. Борьба за существование достигла крайнего напряжения. Нервная система у всех работает до переутомления». Но ученый, живший двести лет назад, даже не мог предположить, в ХХ веке на земле появятся целые государства неврастеников. Так, США блестяще осуществляют политику дальнейшего повышения эффективности в производстве биоэнергии. Жизнь в этой стране организована так, что показатель выработки психической энергии на душу населения находится на чрезвычайно высоком уровне. нездоровая атмосфера насилия и секса заменила культурные программы. Многие люди считают себя нормальными, хотя нет ни одного дня. Чтобы они не принимали взбадривающих таблеток. Ночью их нервы так возбуждены, что они не могут обойтись без снотворного. США приобщают к такой жизни все народы.
Мы строим грандиозные сооружения, тратим огромные средства на поиски разумных цивилизаций в безбрежных просторах Космоса, не задумываясь о том, что это нам ничего не даст.
57.
Проблема сознания была и остается одной из самых трудных. Фундамент современных исследований различных проявлений сознания был заложен людьми доисторических времен и первобытных культур. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. Так, Платон писал: «...во всю длину [пещеры] тянется широкий просвет. Внутри пещеры живут узники. С малых лет у них там, на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему из огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходят верхняя дорога, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол... Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева... Прежде всего, разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?..»[1]. В вышеприведенном отрывке Платон развивает свою «теорию пещеры», согласно которой человек блуждает в потёмках пещеры и видит лишь объективированные тени идей, имеющих реальное бытие где-то вне нее. Таким образом, в аллегорической форме Платон стремится показать соотношение между «первичным» миром идей (предметы, носимые вне пещеры), «производным» физическим миром (тени вещей в пещере) и человеческим сознанием, способным воспринять лишь тени, но не «истинные» идеи. Сознание по Платону представляет собой совокупность сигналов, поступающих от органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов, установление сходства и различия между ними, противопоставление индивидуального и нахождение общего для приведения их к одной форме. Известно, что Сократ обладал даром предвидения, объясняя свои способности помощью личного «даймония» – трудноуловимого благосклонного полубожественного существа, голос которого он слышал время от времени с самого детства. Относительно ученика Сократа – Платона – нужно заметить, что он проводил строгое различие между простым гаданием (которое является попыткой постичь дела Бога посредством чисто рационального процесса) и истинным пророчеством, как у Сократа (основанным на внутренних «голосах», внетелесных состояниях, снах и трансах). В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Сознание это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим. Средневековый иудейский философ Моисей Маймонид верил, что человек по своей природе обладает естественным даром прорицания, причем в некоторых людях, - говорил он, - «воображение и прорицание столь сильны, что верно предвещают» большую часть будущих событий. В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержится идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, то есть является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, то есть максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, так как сознание тождественно предметному миру. В частности, по мнению Р. Декарта, «Я – субстанция, сущность, природа которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается в месте и не зависит ни от какой материальной вещи... «Я есть, я существую» - это достоверно. Но сколько времени? На столько, сколько я мыслю, ибо возможно, что я совсем бы перестал существовать, если бы окончательно перестал мыслить»[2]. Из сказанного выше с очевидность следует, что, по мнению Декарта, душа не только в познавательном аспекте зависит от сознания (только одним этим атрибутом мы постигаем душу), то и онтологически душа существует постольку, поскольку она мыслит. Таким образом, это полностью идеалистическая теория, базирующаяся на постулате о первичности духа как независимой от природы субстанции, проявлениями которой являются мышление и воля. Другой мыслитель, Д. Дидро, писал: «- Могли бы вы мне определить, в чем заключается бытие чувствующего существа в отношении к самому себе? - В том, что оно сознает самого себя, начиная с первого момента сознания до настоящего времени...»[3]. В процитированном фрагменте из диалога Д. Дидро и Ж.-Б. Д-Аламбера речь идет о взаимном отношении бытия и сознания, в данном случае, как сознает человек самого себя. Будучи объективным материалистом, Дидро понимает под словами «сознает самого себя» «ощущает самого себя и происходящие в самом себе психические процессы ощущения». Кроме того, следует отметить, что указание временных границ «с первого момента» и «до настоящего времени» вызвано влиянием концепции постоянного развития, которому подвержен и человек. Относительно сознания писал и такой ученый, как Гельвеций. По его мнению, «чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результат комбинаций... ...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого, будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее, реально»[4]. Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому – объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей). Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы: · внешний предметный и духовный мир; природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею. · социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества. · Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т. д. · Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание. Источником сознания выступает и космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание человека. Разные ученые по-разному трактуют категорию сознания. Кант, пытаясь решить вопрос о сущности сознания, устанавливает взаимосвязь между внешним и внутренним миром. Он определяет сознание как «единство синтеза», как единство трансцендентальной и эмпирической апперцепции, что в конечном итоге все-таки не дает ему возможности избежать разрыва между чувственным и рациональным. По Канту, основой содержания сознания являются не выводимые из опыта априорные идеи. Они усваиваются личностью путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта. Сознание, получая извне хаос чувственных явлений, вносит в него известный порядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются пространство, время, причинность и т. п. Именно эту априорную основу, присущую, по мнению Канта, всем людям, он называет трансцендентальным сознанием. Это сознание Кант характеризует как высший априорный синтез, предшествующий сознательному содержанию опыта[5]. Начиная с «философии жизни», термин «сознание» становится неоднозначным и даже многосмысленным. С одной стороны, сохраняется классический смысл этого термина, согласно которому сознание тождественно познающему сознанию, как оно представлено в концепции самосознательного субъекта предшествующего рационализма. Сознание в этом смысле есть некоторое препарированное (т. е. удовлетворяющее ряду условий) образование, нечто вторичное, или рефлективное сознание. С другой стороны, сознание (иногда даже говорится и самосознание) понимается как нечто непосредственно схватывающее, понимающее, «знающее» само себя и свою основу. В этом втором смысле сознание и субъективность рассматриваются как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционной субъект-объектной форме. Бытие сознания, поскольку оно не может быть объектом, есть, поэтому, предмет не гносеологии, а онтологии. Онтологическая трактовка сознания и субъективности осуществляется в современной западной философии по нескольким линиям, вычленение которых представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются. Условно можно выделить следующие направления поисков: описание сознания как чего-то неотделимого и даже тождественного непосредственной жизненной реальности («философия жизни», концепция жизненного разума Ортеги-и-Гассета); вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной «чистоте» и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр); фиксирование жизни сознания на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка (психоанализ, структурализм). «- Откуда мы знаем, что у нас именно такое, а не иное тело, именно такое лицо? Что мы стоим, что держим в руках книгу, что цветы пахнут? Вы ответите, что определенные импульсы воздействуют на наши органы чувств и по нервам бегут в наш мозг соответствующие сигналы. А теперь вообразите... что я смогу воздействовать на ваш обонятельный нерв точно так же, как это делает душистая гвоздика, - что вы будете ощущать? - Запах гвоздики, разумеется. - А если я сделаю то же самое со всеми вашими нервами, то вы будете ощущать не внешний мир, а то, что Я по этим нервам протелеграфирую в ваш мозг... Понятно? - Но тогда возможно и то, что хозяин запыленной лаборатории, в которой мы стоим на полках, - сам тоже ящик, построенный другим, еще более высокого ранга ученым, обладателем оригинальных и фантастических концепций... И так до бесконечности. Каждый из этих экспериментаторов – творец своего мира, этих ящиков и их судеб, властен над своими Адамами и своими Евами, и сам находится во власти следующего бога, стоящего на более высокой иерархической ступени...»[6]. Приведенный фрагмент из фантастического рассказа писателя и философа Станислава Лема демонстрирует в аллегорической форме сущность солипсистического подхода к решению вопроса о сущности сознания. Приверженцы солипсизма (среди которых и сумасшедший профессор-кибернетик Коркоран – создатель «мыслящих» ящиков) утверждают, что в мире не существует ничего, кроме человеческого сознания, и вся окружающая действительность есть обман наших органов чувств. Таким образом, получается, что весь объективный мир, в том числе и люди, и тело самого индивидуума, существуют лишь в его сознании. В процитированном рассказе Лем демонстрирует теоретическую возможность практической реализации солипсистического сознания. В целом, сознание – свойство мозга. Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими создать картину развития материи, возникновения жизни, появления человека, а вместе с ним – человеческого сознания. Жизнь на Земле возникла естественным путем на основе развития материи, когда для этого появились соответствующие условия. В результате длительной эволюции органической природы. ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляется человек, обладающий мозгом, функцией которого является сознание. Сознание человека, его психическая деятельность зависит от мозга. Это подтверждается, в частности, тем, что при серьезном повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность. При повреждении лобных долей человек не может контролировать свои действия. При повреждении затылочных долей нарушается ориентировка в пространстве. При отравлении алкоголем нарушается координация движения, происходит «помутнение» рассудка или даже «отключение» сознания. Пьянство, по словам Аристотеля, это добро вольное умопомешательство.
- 1)Фил-я как мировоззрение.
- 2)Структура фил.Знания
- 3)Функции философии
- 5)Метафизика
- 7)Идеи философии Др. Китая
- 8. Основные направления древнеиндийской философии
- 9. Философия конфуция
- 10. Основные идеи философии даосизма
- 11. Осовные характеристики древнегреческой философии
- 12. Милетская школа древнегреческой философии
- 13. Основные характеристики эллейской философии
- 14. Философия сократа
- 15)Философия Платона
- 16) Вклад Аристотеля в развитие мировой философии
- 2. Философию Аристотель делил на три вида:
- 8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- 17)Философия Эпикура
- 18)Особенности скептицизма как течения древнегреческой философии
- 19)Основные положения стоицизма как направления древнегреческой философии
- 20)Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.
- 21)Основные черты средневековой философии.
- 26. Книга «Философия»,Спиркин,стр.106
- 28.Книга «Философия»,Спиркин,стр.108
- 36 Проблема бытия в философии
- 37 Многообразие форм бытия
- 38 Пространство и время как атрибуты материи
- 39 Проблема движения в философии. Состояния и формы движения.
- 40 Исторические формы и принципы диалектики философия. Метафизика и ее роль в познании
- 41 Закон перехода количественных изменений в качественные
- 42 Закон единства и борьбы противоположностей
- 43 Закон отрицания отрицания
- 44 Категории причины и следствия.
- 45 Необходимость и случайность
- 46 Категории сущности и явления и их взаимосвязь.
- 47 Единичное, особенное, общее.
- 48 Объективная и субъективная диалектика
- 49 Детерминизм и индетерминизм
- 54. Антропосоциогенез.
- 58 Сознание и бессознательное.
- 59 Проблема познания в философии
- 60 Чувственное и рациональное познание и их основные формы
- 61 Интуиция как особый род познания
- 62 Философское учение о знании.
- 63 Проблема истины.
- 64. Формы истины. Догмитизм и релитивизм.
- 65. Заблуждение и ложь. Их источники
- 66. Философские. Общенаучные и частные методы познания.
- 67. Критерии истины.Роль практики в познании
- 68. Логическая культура мышления
- 69. Наука как общественное явление.Научные революции и смена
- 70. Техника и ее основные концепции исторического развития.
- 71. Понятие информационного общества и его характеристики.
- 72. Глобальные проблемы современности
- 73. Философия блаженного августина
- 74. Философское воззрение фомы аквинского