Методология социального прогнозирования.
Прогноз – это вероятностное, основанное на научных данных, предположение.
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз, – различаются оперативные (текущие), кратко-, средне-, долго- и дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы.
Социальные прогнозы делятся:
– на социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт);
– социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан);
– социально-экологические (перспектива сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества);
– социально-космические (перспектива освоения космоса);
– экономические (перспектива развития народного хозяйства, во-обще экономических отношений);
– социологические, или социальные в узком смысле (перспектива развития социальных отношений);
– психологические (личность, ее поведение, деятельность);
– демографические (рост, половозрастная структура, миграция на-селения);
– филолого-этнографические, или лингво-этнологические (разви-тие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев);
– архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды);
– образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования – от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров (самообразование взрослых, образование родителей, дополнительное образование и др.);
– культурно-эстетические (материально-техническая база искусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры – книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры, клубов и библиотек, памятников культуры и т.д.);
– государственно-правовые, или юридические (развитие государ-ства и законодательства, права и криминологии, вообще правовых отношений);
– внутриполитические (внутренняя политика своей и другой страны);
– внешнеполитические (внешняя политика своей и другой страны, международные отношения в целом);
– военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы).
При прогнозировании используются методы:
1) анкетирования (интервьюирование, опрос) – опрос населения, экс-пертов с целью упорядочить, объективизировать субъектные оценки прогнозного характера. Большое значение имеют экспертные оценки;
2) экстраполирования и интерполирования (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) – построение динамических рядов развития показателей прогнозируе-мого явления на протяжении периодов основания прогноза в прош-лом и упреждения прогноза в будущем (ретроспекции и проспекции прогнозных разработок);
3) моделирования – построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на период упреждения прогноза по имеющимся прямым или косвенным данным о масштабах и направлении изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель – система уравнений.
- Предмет, стр-ра, спец-ка ф.
- Мировоззрение, его структура и функции.
- Исторические типы мировоззрения. Мир-е на рубеже 20-21 вв.
- Философские традиции Индии.
- Философские традиции Китая.
- Античная философия.
- Философия средневековья.
- Философия Возрождения.
- Философия Нового времени.
- Немецкая классическая философия.
- Философия марксизма.
- Неклассическая философия.
- Аналитическая философия
- Философская мысль Беларуси. Этапы становления.
- Российская философия 18-20 вв.
- Онтология как учение о бытие.
- Пространственно-временная структура бытия.
- Диалектика как философская теория развития бытия.
- Принципы и законы диалектики.
- Природа как объект естественнонаучного и философского познания.
- Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации.
- Человек как объект философского познания
- Природа и сущность человека, понятие антропосоциогенеза.
- Личность, ее духовное основание и общество.
- Философские проблемы анализа сознания.
- Сознание и искусственный интеллект.
- Виртуальная реальности
- Индивидуальное и общественное сознание
- Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
- Чувственное и рациональное в познании.
- Познаваемость мира.
- Концепции истины.
- Философия науки, ее структура и функции.
- Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки.
- Эмпирический уровень познания.
- Теоретический уровень познания.
- Понятие метода.
- Наука и инновационная деятельность в рб.
- Общество как область изучения социальной философии.
- Экономические, политические и духовные отношения в обществе.
- Материальное производство и производственно-технические отношения.
- Культура и цивилизация.
- Этика, эстетика, религиоведение.
- Философское учение о ценностях.
- Философия идентичности.
- Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.
- Философия безопасности.
- Философия техники и область ее исследования.
- Философия инженерной деятельности.
- Глобализация социальных процессов.
- Методология социального прогнозирования.
- Футурология как наука и образ мышления.